Дело в том, что каждая семья индивидуальна, и для всех понятие «правильности» различно. Но пытаться воспитывать маленьких детей как это принято в обществе под силу каждому родителю. Ведь любой взрослый хочет, чтобы его малыш был послушным, правдивым, уважал старших, не совершал плохих поступков. Как же нужно воспитывать детей, чтобы привить крохе все эти качества?
Как воспитать в ребенке уважение к родителям и учителям
Авторитета учителей, которых «оговаривают» родители, рушится молниеносно. Когда взрослые позволяют себе высказывания вроде «Больше слушай свою училку!», «Да что она в жизни понимает!» и подобные им, отказ в уважении учителю в случае каких-то определенных его действий («Двойку дочери поставила — деньги на цветы ей сдавать не будем!»), прямое оскорбление — именно эти поступки родителей и формируют пренебрежительное отношение ребенка к педагогам.
Как же воспитать у ребенка уважение к старшим в целом и учителям в частности?
В каждой ситуации родители должны взвешенно говорить, взвешенно принимать решения, рассматривать ситуацию не только со стороны безусловного рефлекса защиты своего чада от злобного внешнего мира. Возможно, ребенок сам виноват, что не выучил урок и получил неудовлетворительную оценку, возможно, допустил бестактность по незнанию, возможно, попал в плохую компанию и его поведение в школе и дома — две диаметральные противоположности. Отношения ребенка и учителей — двунаправленные.
Чем лучше ребенок относится к педагогу, тем лучше тот относится к ребенку, результативность общения и обучения у тех детей, которые хорошо ладят с педсоставом, гораздо выше, чем у детей, которые откровенно пренебрежительно относятся к окружающим, срывают уроки или же грубят.
Как правильно воспитывать ребенка с рождения, чтобы дети адекватно воспринимали себя и окружающих? Как сделать так, чтобы младшие школьники понимали свою роль ученика и учитывали, что роль учителя очень сложна? На самых ранних этапах обучения родители должны рассказать и показать, что такое формат общения со старшими, в том числе на собственном примере, как этот формат соблюдается.
Главная особенность воспитания ребенка в семье заключается в том, что формат общения со старшими (родителями, педагогами, пожилыми людьми) предполагает выражение к ним уважения.
Выказывание почтительного отношения предполагает наличие некой субординации, подчинение распоряжениям старших. При общении с людьми, которым требуется выказывать уважение, дети не должны кривляться, перебивать, а если было дано какое-то указание, то при отсутствии понимания, как же его выполнить, нужно научить ребенка переспрашивать, уточнять детали. Если ребенок со старшими ведет себя неподобающим образом, то в этом случае ему нужно дать четкие инструкции, как правильно себя вести. Такая коррекция должна проводиться как можно раньше, но при этом не в форме одергиваний или окриков, а в виде дачи доброжелательных советов. Если ребенок нормально воспринимает критику, то ему можно сказать все прямо, отведя его в сторону, чтобы не задеть ненароком, а если же он поддается коррекции поведения с трудом, тогда проговаривать такие ситуации следует в игровой форме. Зная, как воспитать в ребенке уважение (и к родителям, и к учителям), вы сможете добиться того, что авторитет взрослых станет для него непререкаем, хотя бы до наступления подросткового возраста.
Как родители должны правильно воспитывать маленьких детей дома (с видео)
Конечно же, на первых порах жизни ребенок многого не знает, поэтому инструкции требуются практически ко всему. Отношения родителей и детей одновременно и не сводятся к инструкциям, и без инструкций невозможны. Это один из естественных и необходимых элементов в общении между старшим и младшим поколением.
Как родители должны воспитывать детей, пока малыш еще не понимает сложных вещей и витиеватых обращений? Необходимы простые и четкие инструкции, понятные пояснения и указания будут очень полезны, когда ребенок осваивает любое новое дело или в первый раз делает трудное упражнение либо решает задачу. Твердые инструкции родители должны давать ребенку, когда тот пробует не реагировать на мягкие обращения к нему.
Все пояснения и наставления должны даваться четко и спокойно, без крика и возмущения, только тогда они с большей вероятностью будут выполнены. Если не срабатывает один раз, значит, нужно набраться терпения и повторить спокойно и раздельно, желательно глядя ребенку в глаза.
Как правильно воспитывать маленького ребенка, чтобы не возникало конфликтных ситуаций в детском саду или школе с педагогами? Надо научить ребенка выполнять распоряжения старших, при этом, не капризничая, не спрашивая, почему же он, а не кто-то другой. Родители должны научить его внимательно слушать поручение, спрашивать детали, а также просить разрешение на высказывание своего мнения. Это еще один камень преткновения детей и старших — родителей, учителей.
С одной стороны, ребенка нужно научить выполнять просьбы, с другой — размышлять и приходить к собственным выводам, быть самостоятельно мыслящей личностью, а не послушным исполнителем. Некоторые конфликтные ситуации замешаны на повышенной демократичности воспитания, когда ребенку дается слишком много воли, и он использует ее так, как ему хочется. Такие ошибки в воспитании детей приводят к общему ослаблению авторитета взрослых у ребенка.
Как воспитывать ребенка дома, чтобы выстроит доверительные отношения? При получении каких-то указаний дети должны научиться спрашивать сроки, говорить о своих затруднениях, решать их, а не бросать дело при первой же неудаче. Кроме того, у ребенка нужно выработать привычку рассказывать об успешном завершении какого-либо поручения, причем не в форме вопроса «Ну что, все?», а в форме вопроса «Нужно ли сделать что-то еще? Могу ли я помочь чем-то еще?» Кроме того, этика общения со взрослыми должна включать в себя твердое понимание ребенком безусловного приоритета разговора со старшими перед разговорами с ровесниками. Так проявляется уважение — когда к ребенку обращается взрослый, малыш не должен отвлекаться на вопросы и разговоры с братом или сестрой, друзьями, подросток не должен отвлекаться на звонки телефона, пока родители не завершат свой разговор с ним.
Если взрослый недоволен ребенком, тот не должен обижаться и переубеждать старшего. Наилучшей реакцией будет вопрос, что стало причиной недовольства, и если критика обоснованная, адекватная, то младший должен исправить ситуацию и сделать выводы на будущее.
На этом видео показано, как правильно воспитывать детей в семье:
Как воспитать в ребенке послушание, если малыш не слушается
А как воспитывать ребенка, если он не слушается и не хочет выполнять требования родителей? Одной из причин недовольства ребенка и потери родительского авторитета являются мягкость в требованиях и последующее ничем (по мнению ребенка) необоснованное ужесточение контроля. Если малышу долгое время разрешали прыгать на диване, а потом вдруг отругали за это и запретили под страхом наказания, вполне закономерной реакцией будет удивление, неверие, обида и вопрос: «Мама/ папа, ты что? Что вдруг случилось?».
Поэтому политика постоянства в требованиях — наилучшая для сохранения доверительных отношений с ребенком. Кроме того, политика единообразия запретов и разрешенных действий должна поддерживаться всеми значимыми для ребенка членами семьи. Если единообразия не будет, то у ребенка возникнет мысль, что запреты родителей можно обходить, главное, чтобы они не увидели того, как нарушаются установленные правила. Такого рода двуличность очень часто встречается у детей, перешедших в средние классы школы. Дома они могут быть послушными, а в школе превращаться в настоящее стихийное бедствие. А жалобы учителей и соучеников будут разбиваться об искреннее непонимание родителей — как их всегда послушное чадо могло такое натворить? Как же воспитать в ребенке послушание, чтобы родительские запреты действовали везде, а не только в пределах их видимости? Для этого нужно выработать общую политику разрешений и запретов.
Как воспитывать и как общаться с ребенком
Общение для ребенка — это жизнь. Как воспитывать ребенка и как общаться с ним в процессе воспитания? Именно посредством общения сначала с родителям, а затем с другими людьми малыш развивается, узнает много интересного об окружающем мире. Именно поэтому с детьми нужно постоянно общаться и не ограничивать их контактов с внешним миром.
Если мама не разрешает, есть сладкое перед ужином, а бабушка балует внуков и все им позволяет, в том числе те действия, которые мама не одобряет, тем самым она подрывает авторитет матери. О бабушкином авторитете, которая откровенно балует ребенка, можно даже не говорить — подобное отношение редко когда вызывает желание слушаться. Вырабатывается стойкое понимание — что бы малыш ни сделал, бабушка никогда не накажет, поэтому можно делать все что угодно. Если отец не разрешает ходить в определенное место, а мама прощает это и прикрывает проступок ребенка — она показывает последнему, как можно обходить запреты и подрывает тем самым авторитет отца. Последующее наказание, когда отец все-таки узнает о нарушении, может вызвать в ребенке обиду и непонимание, почему же его наказали, если мама все разрешила. Такого рода вопросы проговариваются на своеобразном семейном совете, где совместно устанавливают правила и договариваются об их неукоснительном исполнении.
Забота и требовательность родителей к детям
Забота и требовательность родителей к детям — основы воспитания. Авторитет родителей строится на сочетании заботы и требовательности. Когда в подходе к воспитанию адекватно соотносятся оба этих фактора, то авторитет родителей остается крепок и даже растет. Ребенок в пору своего становления получает положительный пример нормальных семейных отношений, которые он постарается перенести и на свою будущую семью.
Сочетание требовательности и заботы достигается тем, что родители любят ребенка и одновременно следят за тем, чтобы он вел себя как положено, в том числе по отношению к ним самим. Все дети проверяют родителей на прочность на разных этапах становления своего характера и определения степени дозволенности. В таких случаях от родителей требуется показать свою твердость. Но требовательность без заботливости, пустая авторитарность воспринимаются ребенком как давление, ему дети сопротивляются, заботливость без требовательности не вызывает уважения: дети быстро «садятся на шею» родителям, применяя разные способы воздействия — от банальной истерики до умелого манипулирования. Формула эффективного родительского воздействия: «Взрослый человек с железной рукой в бархатной перчатке». Каждый родитель должен вырабатывать в себе требовательное отношение к ребенку, а также учиться заботливости. Конечно же, говоря о строгости и заботе, необходимо понимать, где проходят определенные границы, после которых строгое отношение к детям перерастает в авторитарность, а заботливость — в семейный культ ребенка.
Таким образом, авторитет родителей пропадает, когда они требовательны без заботы. Такие отношения между взрослыми и детьми нельзя назвать здоровыми. При отсутствии заботы со стороны взрослых, которая выражается в девизе «Это нужно тебе!», приводит к жесткой конфронтации между старшим и младшим поколением в семье. Ребенок может воспринять это как желание со стороны взрослого показать свою власть, унизить его и ощутить собственное превосходство.
Иногда родителей «заносит» в их стремлении дать ребенку все то, что, по их мнению, ему просто необходимо — музыкальная школа, секция плавания, всевозможные кружки и непременно английский язык. Диктуется это чрезмерное желание сделать из ребенка «человека» гипертрофированной заботой, а также желанием реализации мамы или папы, которые в юности хотели заниматься чем-либо, но не сложилось. Поэтому уж ребенок то точно будет ходить в балетную школу, хочется ему этого или не хочется. Поэтому девиз «Это нужно тебе!» требует умеренности и соблюдения интересов самого ребенка. В первую очередь должны учитываться его природные склонности и желания.
Лишь очень немногие взрослые с благодарностью вспоминают «музыкалку», в которую родители заставляли ходить, остальные же по окончании благополучно забрасывают инструмент и с искренней ненавистью говорят об уроках сольфеджио и бесконечном разучивании гамм. Поэтому, если ребенок не хочет ходить в музыкальную школу, взрослые не должны настаивать, оставив ему право самому решать данный вопрос.
Как не надо воспитывать детей: ошибки родителей при семейном воспитании
Неприспособленность к жизни — это типичная ошибка в воспитании, беда многих уже взрослых людей, которые так и не смогли морально вырасти и разобраться со всеми ее аспектами. Такая неспособность управлять своей жизнью может касаться разных ее сфер, одна из самых частых — это неправильное и неразумное распоряжение финансами. Подобная ошибка семейного воспитания проявляется в том, что родители могут при малыше жаловаться на недостаток денежных средств, отказывать ему в каких-то мелких радостях, говоря о том, что они в своем детстве вообще не получали таких игрушек, задавать вопросы вроде «На что мы будем жить?», «Что мы будем есть?» Подобная ошибка при воспитании детей в семье дает ребенку понять, что родители — это не такой уж надежный тыл, как ему хотелось бы думать. Поневоле он начнет испытывать чувство страха и беспомощности перед жизненными обстоятельствами, так как защита между ним и проблемами оказывается не такой уж и надежной. Авторитет родителей, доверие к ним у ребенка пошатнутся.
Вторая по частотности ошибка семейного воспитания детей – в появлении у ребенка сомнений в том, что семья — это крепость, неумение супругов жить в семье.
Дети очень тяжело переживают напряженные отношения, а бесконечные ссоры между двумя самыми важными для них людьми могут вызывать сильный страх и чувство беззащитности. Особенно негативно на детей влияют такие моменты, когда родители активно вовлекают их в собственные конфликты, заставляют принимать чью-то сторону, или рассказывают какие-то вещи, которые им знать не положено. Поэтому моральная неготовность родителей жить в семье и решать споры приемлемым образом является второй причиной, по которой ребенок страдает из-за инфантильности и незрелости взрослых в каких-то жизненных вопросах.
Третья ошибка родительского воспитания — это неумение взрослых говорить «нет» окружающим или самому ребенку, т. е. отстаивать свое мнение, авторитет. Дети очень хорошо видят, успешны и счастливы ли его родители, и верным средством упасть в их глазах будет неумение противостоять обстоятельствам, например, работать на нелюбимой работе, так как нет смелости уйти с нее, жить с нелюбимым супругом, пасование перед трудностями. Малыши сразу понимают, что родители для них не являются абсолютными защитниками и надежной опорой.
Первоначальная задача родителей — научить ребенка играть. «У меня на твои глупости нет времени, давай английским позанимаемся» — эти слова не должны присутствовать в лексиконе мамы и папы. Ведь тот же английский можно учить в игровой форме — скажем, поиграть в «Съедобное-несъедобное», «Живое-неживое» и тому подобные игры.
Причиной дистанцирования старшего и младшего поколения одной семьи может стать сухой тип воспитания, который основан на использовании родителями подавления воли ребенка. Такой ложный авторитет родители пытаются завоевать при помощи указания ребенку «его места» — места неразумного, маленького и ничего не понимающего человека. Поэтому педантичные взрослые ведут себя с ребенком сухо, скучно, по любому поводу читают длинные нотации, назидания. Помимо этого, в таких семьях с ребенком мало считаются, его мнения не спрашивают, за него все решают и просто указывают, что ему делать. В такой обстановке у малыша есть два выхода для эмоций: он либо подчиняется и выполняет все распоряжения взрослых, либо не выдерживает давления и начинает протестовать, капризничать, упрямиться.
Как нельзя воспитывать детей, чтобы ребенок не дистанцировался? Не надо давить на малыша, читать нотации и отдаляться, ведь тогда ребенок вынужден подчиняться родительскому влиянию, так как находится в зависимом положении. Родители окончательно теряют авторитет, ибо ребенок чувствует, что его не понимают и не одобряют. В результате такого воспитания чаще всего вырастает безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.
Психологи говорят не только об авторитете родителей, но и о псевдоавторитете. Силовое и моральное подавление ребенка для превращения его в послушного и исполнительного относится к одному из видов псевдоавторитета. Ещё одной ошибкой родителей в воспитании детей является ложный авторитет любви — то, что еще называют культом ребенка. В таких семьях взрослые захваливают ребенка, к месту и не к месту демонстрируют ему свои любовь и нежность, стараются оберегать от любых трудностей. Атмосфера изнеженности, слепой любви, преклонения и исполнения любого желания сочетается у взрослых членов семьи с постоянной тревогой за жизнь и здоровье своего малыша. Это культивирование у ребенка собственной значимости и неповторимости приводит к тому, что вырастает полноценный эгоист с ярко выраженной иждивенческой позицией, который, подрастая, перестает считаться с родителями. А атмосфера всепрощенчества добавляет в этот характер нотки капризности и требовательности, отсутствия уважения к запретам. Такие дети начинают командовать родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного, они трудно уживаются в любом коллективе. От ребенка невозможно требовать искреннего сочувствия или уважения к родителям и старшему поколению, ведь акценты симпатии смещены, активный отклик вызывают только чувства, направленные на него самого.
Ещё одна типичная ошибка при воспитании детей – культ духа равенства, когда родители пытаются играть роль друзей, думая, что таким образом дети вырастут независимыми, способными свободно мыслить без оглядки на чье-то мнение. Независимость и умение самостоятельно думать и принимать решения — это замечательные качества, они действительно могут прививаться исключительно в семейной обстановке. Но между возможностью высказывать родителям свои мысли, делиться с ними какими-то своими переживаниями и панибратством есть очень большая разница. И зачастую родители и сами не замечают, как скатываются в отношениях с детьми в пропасть вседозволенности и потом страдают от этого, так как младшее поколение начинает игнорировать увещевания взрослых, не слушаться и вполне закономерно отвечать на все упреки: «Вы меня сами так научили!» Подобное воспитание «на равных» может привести к тому, что ребенок наделает какие-либо глупости, а затем будет обвинять родителей и их воспитание. Основной аргумент уже выросших детей: «Нормальные родители не допустили бы, чтобы их ребенок сделал такое!» Многим приходилось в своей жизни слышать, когда выросшие дети обижаются на своих родителей за то, что те их неправильно воспитывали.
Как не надо воспитывать детей, чтобы не уничтожить собственный авторитет? Лучшее общение родителей с детьми — на уровне учителя и ученика. Старший и младший равными уже не смогут быть, ведь самой природой была определена разница в возрасте и, соответственно, в опыте. Кроме того, ребенок, воспитанный в такой семье, не сможет выстроить нормальные отношения в собственной семье, он не будет знать, как правильно реагировать на какие-либо поступки собственного ребенка, его вопросы.
Ошибки родительского воспитания: силовая методика
Большая сила — это большая ответственность. Силовая методика – это ещё одна ошибка воспитания в семье, ведь моральное превосходство и власти родителей над детьми — наиболее болезненный тип воспитания, который не может привести к тому, что члены семьи будут относиться друг к другу хорошо, без напряжения или боязни. И один такой нервный срыв может стоить родителю доверия ребенка, который на всю жизнь запомнит то потрясение, боль, обиду, вызванные им. В таком случае доверия и открытых отношений между ребенком и родителем может никогда и не случиться. Силовой вид авторитета дети не уважают. Достаточно поставить себя на место ребенка и спросить себя: «Любил ли я учителя, который просто приказывал?» Психологи редко встречают детей, которые действительно уважают взрослого, постоянно использующего наказание или угрозу наказания, основанного на власти. Дети, как и взрослые, не уважают тех, кто обладает властью, хотя обычно их боятся.
Вот классический пример ошибки родителей в воспитании детей из психотерапевтической практики. На приеме у психолога одна девочка рассказала, что осознавала себя с трех лет, хотя обычно период осознанного восприятия себя начинается несколько позже. Причиной этого послужил метод воспитания, принятый в семье. Начиная с трех лет, она постоянно пряталась в углу комнаты, боялась показаться на глаза своему отцу, который обзывал и ребенка, и мать. Любое движение малышки грозило ей если не физической расправой, то криком и угрозами. Отец называл ее «уродкой», относился к ней хуже, чем к любому животному. Но при этом внешне мужчина заботился о своей семье, и окружающие считали их благополучной семьей. Если посмотреть в глаза такого ребенка, то можно увидеть страх до смерти запуганного зверька, а внешне он выглядит болезненным и замученным. Иногда по взгляду малыша можно заметить, как он устал жить со своими родителями. Как бы такие родители ни утверждали, что любят своего ребенка, в глазах самого ребенка можно читается обратное.
Ребенок слышит и даже может различать голоса родителей еще в утробе. При этом улавливает, когда родители ссорятся, а когда все хорошо. Поэтому во время беременности взрослым стоит задуматься о том, что нельзя говорить детям или в их присутствии.
Силовой тип воспитания некоторые психологи называют «дедовщиной». Семейная «дедовщина» раньше встречалась повсеместно, да и сейчас многие родители с синдромом гиперопеки применяют этот метод. Вместо правильного воспитания и ответов на свои непременно возникающие вопросы ребенок получает строгое «палочное» воспитание. Кроме того, помимо отказа от диалога, ребенок в воспитательных целях может получать насмешки, физическое наказание, унижение, обвинения в любой взрослой неприятности. Такие родители-«деды» забывают, что ребенок достаточно скоро вырастет и постарается отплатить им той же монетой. В одних случаях воспитание ребенка в семье «дедов» может оставить след в виде болезненных обид, которые никогда не забудутся. В других случаях ребенок, повзрослев, может тоже начать проявлять свое Я таким же способом как в своей старой семье, притесняя уже пожилых родителей, так и в своей новой семье, где объектами подобного «воспитания» станут жена и дети. Редко, когда сам ребенок правильно поймет все негативные последствия воспитания больных «дедовщиной» родителей и повзрослев, простит их, или не будет применять этот метод в своей личной жизни.
Источник: