21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток на Алтае родился Валерий Золотухин – будущая звезда Театра на Таганке. Однако всенародно известным актера сделал кинематограф, прежде всего фильм «Бумбараш», а потом «Единственная…», «Сказа про то, как царь Петр арапа женил», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Ночной дозор», «Мастер и Маргарита»… В день 80-летия со дня рождения Валерия Золотухина вспоминаем несколько фактов из жизни актера.
Смотрите в субботу, 26 июня, художественный фильм «Единственная…» и телесериал «При загадочных обстоятельствах» на телеканале «Мир».
Алтайская родина
Сельский мальчик из семьи председателя колхоза, Валерий Золотухин в 17 лет с первой попытки смог поступить на отделение музыкальной комедии ГИТИСа, а после окончания вуза получил приглашение в театр Моссовета. Уже через год – в 1964-м – случилось судьбоносное событие: он оказался в Театре на Таганке, которому посвятил всю дальнейшую жизнь. Талантливый молодой актер быстро стал заметным – пошли роли и в театре, и в кино. Незадолго до смерти он сам возглавил московский Театр на Таганке, но о родных местах Валерий Сергеевич никогда не забывал.
Актер рассказывал, что отдыхать на Алтае – его семейная традиция. Родители Золотухина происходили с Горного Алтая, мать родилась недалеко от Денисовой пещеры, а двоюродная сестра актера по матери работала геологом в районе Белокурихи, когда открывали месторождения радоновых источников. В 2003 году Валерий Сергеевич стал художественным руководителем Государственного молодежного театра Алтая, который находится в Барнауле.
Помимо актерского таланта, был у Валерия Золотухина и литературный. Он оставил несколько книг воспоминаний и повесть «На Исток-речушку, к детству моему», в которой рассказывает о многодетной семье председателя укрупненного колхоза Сергея Илларионовича и его скромной жене Матрене Федосеевне, о том, как три года пролежал не вставая в детском костно-туберкулезном санатории и за это время «разучился ходить и стоять»…
«За опаленными и заснеженными полями, за высокими и низкими горами, за ручьями и реками, за миллионными городами и копеечными деревушками, где-то в тридесятом царстве затерялась его родина с чудным названием Быстрый Исток. В этом Быстром Истоке мать и братья с сестрами, тетками, дядьки, дальняя родня и близкая. У каждого человека есть родина, и каждому она пахнет по-своему, но для каждого человека родина пахнет детством. Память – штука удивительная: она погасит в сознании бином Ньютона, но не сотрет, не вытравит временем запахи детства, и опять, наверное, потому, что бином один для всех, а запахи для каждого свои, разные, потому что свои корни у всех».
Фото: Мастюков Валентин/ТАСС
Дружба с Высоцким
Театр на Таганке свел Валерия Золотухина с Владимиром Высоцким, которого Юрий Любимов принял в труппу в том же 1964 году. Первым спектаклем для обоих стал «Добрый человек из Сезуана». В книге «Секрет Высоцкого» Золотухин опубликовал фрагменты своих дневников, касающихся дружбы и работы со знаменитым бардом, приоткрыл закулисье «Таганки» того периода, когда на ее сцене звучал раскатистый голос Владимира Высоцкого. За эту книгу на Золотухина обрушился шквал критики – уж больно нелицеприятно порой выглядит артист, отказывавшийся принимать свою болезнь (алкогольную зависимость) и многократно подводивший коллектив Театра на Таганке. Смешались в этих воспоминаниях дружба и зависть, интимные разговоры и беспорядочная актерская личная жизнь – к примеру, Золотухин был неравнодушен к Марине Влади, что вызывало приступы ревности у его первой жены Нины Шацкой. В своих дневниках актер был беспощаден не только по отношению к Высоцкому, но и к себе:
«Мы обыватели, мы серость, волей чьей-то оказавшиеся рядом с явлениями. Не то же ли есть и мой друг Высоцкий? Мы греемся около его костра, мы охотно говорим о нем чужим людям, мы даже незаметно для самих себя легенды о нем сочиняем. И тоже ждем – вот случится что-нибудь с другом нашим (не приведи Господь), мы такие воспоминания, такие мемуарные памятники настряпаем – будь здоров, залюбуешься. Такое наковыряем, что сам Высоцкий удивится и не узнает себя в нашем изложении. Мы только случая ждем и не бережем друга, не стараемся вникнуть в мрачный, беспомощный, одинокий, я убежден, мир его. Мы все меряем по себе: если нам хорошо, почему ему должно быть плохо?»
В Театре на Таганке Высоцкий и Золотухин вместе играли в спектаклях «Антимиры», «Павшие и живые», «Жизнь Галилея», «Послушайте!», «Берегите ваши лица», «Вишневый сад». В кино – в фильмах «Интервенция», «Хозяин тайги», «Единственная…», «Сказ про то, как царь арапа женил», «Маленькие трагедии».
Но дружбе наступил конец – из-за «Гамлета». Спектакль создавался специально под Высоцкого, и артист заявлял Любимову, что не будет играть, если у него появится дублер. Тем временем частые срывы Высоцкого, за которые приходилось извиняться перед публикой, спешно устраивать замены, возвращать билеты, заставляли Юрия Любимова иметь под рукой замену. Многие не поняли того, что Золотухин, которого Высоцкий называл чуть ли не самым близким другом, согласился стать этой заменой.
Проклятая профессия
«Не зря наша профессия была проклята церковью, что-то есть в ней ложное и разрушающее душу: уж больно она из соблазнов и искушений соткана», – размышлял Золотухин.
Существует суеверие, согласно которому с детьми актеров часто случаются несчастья. Так это или нет, неизвестно, но подобный рок постиг и семью Валерия Золотухина. Актер был человеком увлекающимся, имел множество романов, официально был женат дважды, а последние годы прожил в «гражданском браке» с Ириной Линдт. От каждой из этих трех женщин у него родилось по одному сыну.
Денис, родившийся в браке с Ниной Шацкой, в юности бросил ВГИК, стал священником и до сегодняшнего дня служит в подмосковном приходе. Если отчим, Леонид Филатов, этот выбор не понял, то отец, Золотухин, – благословил. Младший сын Иван, которому было всего восемь лет, когда умер Валерий Сергеевич, еще учится в школе, но собирается пойти по стопам отца. А вот судьба среднего сына, которого родила скрипачка Тамара Гусева, сложилась трагически. Барабанщик рок-группы «Мертвые дельфины» Сергей в 2007 году покончил с собой, ему было 27 лет. Известно, что молодой человек страдал от депрессии, и это была уже не первая его попытка самоубийства.
«Почему-то для всех осталось незамеченным, что Сергей увлекался нумерологией – древней наукой о мистическом смысле чисел, – комментировал трагедию солист «Мертвых дельфинов» Артур Ацаламов. – Помню, однажды Серега пришел такой радостный, сообщил, что рассчитал нумерологические прогнозы жизни для всех участников группы. Мы тогда не придали этому значения. Сейчас я больше чем уверен в том, что он просчитал дату своей смерти. У меня даже были мысли, что он высчитал количество минут, которые должен прожить. Взять хотя бы то, что он совершил самоубийство 02.07.2007, когда ему было 27 лет. Три раза по 27 – это уже, если сплюсовать их попарно, три девятки выходят, а перевернуть их – вот и знакомое всем число дьявола 666. Странное совпадение!»
Фото: Великжанин Виктор/ТАСС
Строительство храма
Сам Валерий Золотухин был очень верующим человеком. Еще до смерти сына он построил храм Покрова Пресвятой Богородицы в родном селе Быстрый Исток.
«Построил, чтобы восстановить историческую справедливость, – объяснял актер. – В селе когда-то была церковь, но ее разрушили наши отцы, в том числе и мой. Из бревен сложили клуб – в нем я начинал свою артистическую карьеру, его стены благословили меня на Москву. А решение пришло в 1991 году, когда вышла моя книга «Дребезги». Хотелось достойно распорядиться гонораром, и я подумал: надо бы в Быстром Истоке поставить храм».
Одна из местных жительниц сохраняла иконы из разрушенной церкви, она и помогла объединить 200 человек в религиозную общину. Строительство затянулось на 12 лет – инфляция сжирала то, что получалось собрать. Актер говорил, что в другой исторический период на собранные деньги можно было бы построить два храма:
«Ведь что было в 91-м? В апреле, в день рождения Гитлера, у меня угнали автомобиль «Жигули», за который я платил 9 тысяч рублей. Через две недели я купил «Москвич» – уже за 22 тысячи. Летом эта машина стоила 300 тысяч, а в сентябре – больше полумиллиона! Вот финансовые вехи того времени».
Чтобы собрать деньги, актер продавал свои книги в фойе театра перед спектаклем, ездил по России с выступлениями, но все равно не хватало. Завершить строительство удалось после телепередачи «Без протокола», в финале которой Золотухин обратился к зрителям с просьбой собрать 300 тысяч рублей на возведение крыши. На следующий день деньги нашлись, и 13 октября 2003 года деревянный храм освятили.
Потусторонние персонажи
Несмотря на воцерковленность, Золотухин не был суеверным человеком. Молодое поколение знает Валерия Сергеевича, скорее всего, по фильму «Ночной дозор», поставленному Тимуром Бекмамбетовым по мотивам романа Сергея Лукьяненко. В нем он сыграл вампира, работающего мясником. Продюсер фильм Алексей Кублицкий рассказывал, что найти актера на эту роль было непросто. Артисты старшего поколения отказывались из суеверных соображений, как отказались Иван Бортник и Александр Трофимов. Золотухин отнесся к роли по-другому:
«Перекрестился – да и с Богом! Попросил благословение у священника – и играй! Ведь я же не становлюсь вампиром! Страх только один – плохо сыграть».
Изначально роль вурдалака-мясника в «Ночном дозоре» была меньше, но после первой же сцены эту линию решили расширить. И не зря – получился один из самых запоминающихся персонажей картины. Вскоре последовала роль председателя жилищного товарищества дома 302-бис по Садовой Никанора Ивановича Босого в сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». Последней ролью Золотухина в кино стала роль казака Явтуха в триллере «Вий», снятом по мотивам одноименной повести Гоголя.