Первый советский ужастик «Вий»: судьба актеров, дурная слава и мистические факты | статьи на bitclass

«Вий» стал первым советским ужастиком. Это был во многом новаторский фильм, который пришелся по вкусу неискушенному зрителю. Однако мистика с экранов кинотеатров внезапно перешла и в реальную жизнь всех, кто был связан с картиной. В течение нескольких лет после премьеры скончалось несколько актеров и участников съемочной группы, а тех, кто остался в живых, преследовали несчастья.

Смотрите мистический фильм «Вий» в пятницу, 21 августа, в 21:40 на телеканале «МИР».

Откуда взялись слухи о проклятии «Вия», как фильм повлиял на жизнь актеров и какие мистические совпадения он за собой нес – читайте в нашем материале.

Александра Завьялова

Кадр из фильма «Вий», киностудия «Мосфильм», Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967

Не многие знают, что изначально на роль Панночки была утверждена не Наталья Варлей, а Александра Завьялова. Кроме того, с ней уже была отснята большая часть фильма, когда актриса внезапно отказалась от роли. Ходили слухи, что Завьялова серьезно заболела и из-за этого была вынуждена бросить съемки. Однако есть и другая версия, официальная: Александра Завьялова была занята работой в фильме «Четыре страницы одной молодой жизни» Резо Эсадзе. Кстати, на тот момент у режиссера и актрисы был роман. Эсадзе лично позвонил на «Мосфильм» и потребовал снять Завьялову с роли.

После 1971 года актриса перестала сниматься в кино, из-за чего впала в глубокую депрессию и даже несколько месяцев провела в психиатрической больнице. Не стоит забывать и о трагической смерти Александры Завьяловой: в 2016 году, накануне 80-летия, актрису нашли убитой в собственной квартире. Смерть наступила от ран, нанесенных ножом. Как выяснили следователи, убийство стало результатом ссоры актрисы со своим сыном Петром, который присваивал деньги матери. Завьялова с сыном жили на маленькую пенсию актрисы, иногда артистке даже приходилось голодать. Средства на похороны Александры Завьяловой собирал Союз кинематографистов, а сына Петра приговорили к восьми годам колонии строгого режима.

Наталья Варлей

После ухода Завьяловой режиссеры бросились срочно искать другую актрису на главную женскую роль. Появиться на пробах согласились Жанна Болотова и Наталья Варлей, однако по странному стечению обстоятельств Болотова вдруг заболела. Было решено утвердить Варлей – юная актриса не боялась ни гробов, ни мистики. Кроме того, Наталья Варлей обладала хорошей физической подготовкой, что также сыграло большую роль.

Для съемок «Вия» было изготовлено три гроба: первый, статичный, в котором Варлей и провела больше всего времени. Помимо самих съемок, актриса (на тот момент она была студенткой Щукинского) лежала в нем и в перерывах, пока меняли свет, и готовилась к зачетам.

Кадр из фильма «Вий», киностудия «Мосфильм», Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967

Второй гроб был закрытым и маленьким, именно его двигали сотрудники с помощью обыкновенных веревок. А в третьем гробу Панночка летала по церкви. Варлей приходилось стоять во весь рост – в основание гроба был вмонтирован штырь, к которому и пристегивали актрису. Такие полеты проходили на высоте 15 метров! В один из съемочных дней чуть не произошел несчастные случай – у актрисы закружилась голова, а страховка так некстати подвела, и Варлей выпала из гроба. Избежать трагедии удалось чудом – девушку поймал Леонид Куравлев.

Несмотря на то, что жизнь актрисы сложилась не так трагично, как у ее предшественницы, на сегодняшний день Наталья Варлей живет одна с кошками (их число достигало 14). Обрести любовь артистка так и не смогла, хотя и была трижды замужем. Первым супругом стал известный режиссер Николай Бурляев, от брака с ним юную Наташу отговаривали все друзья, и вскоре супруги развелись. Второй раз Варлей вышла замуж за своего однокурсника Владимира Тихонова, однако он вскоре стал злоупотреблять алкоголем, и пара рассталась спустя несколько месяцев брака. Третий, и последний раз Наталья вышла замуж за бизнесмена Владимира, но и этот брак продержался недолго.

Александр Птушко

Мастера сказочного жанра в кино и главного режиссера «Вия» Александра Птушко проклятие фильма также не обошло стороной. Сценарий для первого советского ужастика он писал в перерывах между съемками своих сказок. Правда, снимать его сам он не собирался и доверил это дело старшекурсникам режиссерского факультета Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Однако студенты не справились, и за дело пришлось браться самому. Птушко создал фантастическую «нечисть»: пригласил артистов цирка, спортсменов и карликов. Им красили в синюшный и серый оттенок, приделывали дополнительные носы, подбородки и уши, замазывали лица.

После «Вия» режиссер снял «Руслана и Людмилу», мечтал экранизировать «Тараса Бульбу» и «Слово о полку Игореве». По последнему он даже написал сценарий, но из-за болезни задуманному не суждено было сбыться. В последние годы жизни режиссер страдал тяжелой болезнью почек. Но он всегда появлялся на съемочной площадке вовремя и работал до последних дней свой жизни.

Александр Птушко скончался 6 марта 1973 года в Москве в возрасте 72 лет.

Мистические факты

За фильмом прочно закрепилась дурная слава, росли слухи о порче, проклятии и злом роке. Все это неспроста, ведь неудачи преследовали не только трех главных участников фильма.

    Спустя два года после смерти Александра Птушко скончался оператор Федор Проворов, он, как и Птушко, не дожил до своего дня рождения месяц. В 1973 году скончался не только Птушко, но и Степан Шкурат. Роль Явтуха в «Вие» для него стала последней. Актер Алексей Глазырин, сыгравший в «Вие» сотника, скончался в 1971 году в возрасте 48 лет от остановки сердца. Съемки фильма проходили в Илецком монастыре в Чернигове, в поселке Седнев. Ряд сцен снимался в деревянной церкви Пресвятой Богородицы села Горохолин. 20 февраля 2006 года церковь сгорела дотла. На роль старой Ведьмы не удалось найти женщину – все актрисы отказывались еще на стадии проб из-за суеверия. Поэтому Ведьму сыграл актер Николай Кутузов. Во время съемок Кутузов начал злоупотреблять алкоголем, хотя до этого он даже не выпивал. Свою тягу к спиртному он объяснял страхом перед нечистой силой и «дьявольской ролью».