Олим Камолзода ведет кистью по холсту. И видно, как напряжена его рука. После каждого штриха оживают сантиметровые всадники, лебеди на волнистой ряби воды, и будто слышно, как поскрипывает деревянный мостик в горах .Он говорит, лишь когда отрывает взгляд от картины, чтобы не сделать ошибки.
Рисование водяными красками требует филигранной работы кистью, требует напряжения, сил. И если мастер добивается этой техники, то у него получаются тонкие и изящные миниатюры.
Для создания одной художественной миниатюры требуется с десяток кистей различной толщины, да и краски разных цветов и оттенков. Каждый штрих в этом виде искусства имеет значение. Порой приходится работать очень осторожно, почти на молекулярном уровне. Даже на маленьком блюдце можно уместить целую поэму.
Каждая работа это отражение философии древнего Востока. Для художника-миниатюриста Олима Камолзода это не просто увлечение, а смысл жизни. Ведь он продолжатель школы известного персидского художника Камолиддина Бехзода, которого называют Рафаэлем Востока. Как он сам говорит, ему интересно, как предки в XV-XVI веках изображали в миниатюре культуру. И он сам старается в современном мире интерпретировать миниатюру ближе к действительности и передать наши традиции.
Дом художника словно музей. На керамических и деревянных тарелках, пергаменте, планшетах и холстах – миниатюрная роспись. Даже шахматные фигуры расписаны в восточном стиле древней живописи. Кроме работ самого мастера, на стенах – миниатюры дочери. Она – главная ученица. Как отец – он ласковый и добрый, а вот наставник – строгий. В этом деле нужно терпение и опыт.
Он частый участник и победитель международных конкурсов. Его работы находятся в галереях России, Узбекистана, Кыргызстана, Финляндии и Алжире. А также в частных коллекциях в Англии, США, Италии, Франции, Словакии, Украины и Швейцарии.
Своим последним достижением Олим Камолзода считает то, что теперь он может передавать свои познания и умения не только дочери, но и студентам. В институте изобразительных искусств республики начали преподавать технику миниатюры. Пусть в группе всего 20 человек, но художник уверен – начало положено. Преподают здесь ученики Олима Камолзада.
Парвина Джалолова, педагог миниатюры, говорит, что именно Олим привил ей любовь к этому виду живописи. Где реальность больше похожа на сказку.
На первый взгляд может показаться, что миниатюра – это яркая сказочная картинка, поэтому легка в исполнении. Но здесь объем, движение и правильное сочетание цвета, чтобы работа не была перенасыщена. Здесь читается целая история, даже по одежде можно понять, что все происходит в Таджикистане.
У мастера есть мечта – открыть собственную школу восточной миниатюры. Чтобы как можно больше молодых людей в стране узнали о направлении, которое является частью культуры таджиков, которую уже внесли в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.