«Пол под названием мужской является оплакиваемым»: что происходит с образами мужчин и женщин в кино? | статьи на bitclass

23 февраля и 8 марта – праздники, которые каждый год дают нам повод еще раз поговорить о мужском и женском: профессиях, социальных ролях и положении в обществе, стереотипах. Одно из зеркал, в которое может посмотреть человечество, – это искусство, и самое популярное, что ни говори, кинематограф. Mir24.tv узнал, что происходит с образом женщины и мужчины в современном кино.

Кинокритик Сергей Сычев: «Все зависит от того, о каких территориях мы говорим. Если мы говорим об арабском кинематографе, то там в этом плане ничего не меняется. Если о США или Европе – там гендерные роли меняются. Мы видим, что все больше речь идет о равноправии полов, даже о каком-то приоритете, который отдается женщинам перед мужчинами. Что касается России, то здесь нет единой картины. С одной стороны, образ сильной независимой женщины важен для условно крупных городов и молодой аудитории, в то время как провинция и возрастная аудитория скорее заинтересованы в патриархальной системе ценностей, транслируемой через федеральные каналы, крупные боевики, поддержанные федеральными каналами. Там роли примерно те же, что и всегда: мужчина-рыцарь, который отправляется за подвигами, а потом привозит голову дракона и кладет на щит женщине, которая его покорно все это время ждет и иногда совершает какие-то поступки. В этой неоднородности, мне кажется, и есть самое интересное, что сегодня существует в нашей популярной культуре, именно потому, что очень скучно, когда все одинаково. Хорошо, что у нас существует параллельно несколько миров, которые иногда друг с другом пересекаются, как-то взаимодополняют друг друга и выдают какие-то интересные результаты. В плане развития культуры эта дискуссия дает какие-то плоды, это интереснее, чем в Голливуде, или, например, когда на крупных фестивалях мы видим, как по гендерному признаку распределяются призы и премии.

Я считаю, что более показательными в плане стереотипов являются марвеловские блокбастеры. Там мы видим, что по-прежнему самыми сильными персонажами остаются мужчины. Несмотря на то что они проявляют свои слабости, какую-то свою уязвимость, тем не менее все равно они герои и победители. Среди них появляются и все больше места занимают герои-женщины, которые тоже совершают подвиги. Но, во-первых, их меньше, а во-вторых, эти женщины тоже имеют свои слабости, в том числе связанные с патриархальным прошлым – им все равно очень нужен любящий мужчина для того, чтобы чувствовать себя полноценными. В то время как мужчины в фильмах очень легко обходятся без женщин. Скажем, Бэтмену и Супермену женщины по большому счету не нужны, они без них совершают свои подвиги. На этом фоне, мне кажется, в целом, несмотря на все «Оскары» и Берлинские кинофестивали, образ женщины все равно трансформируется в массовом сознании очень медленно.

Может быть, это связано с тем, что кино должны смотреть во всем мире, и Голливуд отталкивается от того, что традиционная система ценностей принесет больше зрительского успеха. Но именно такие блокбастеры, как «Мстители», формируют стереотипы у подрастающего поколения, они так и запоминают, что женщина, во-первых, все равно предмет некой объективации – мы видим, в каких обтягивающих костюмах женщины-героини в «Мстителях», что это носитель эротического начала. Они видят, что эти женщины все равно уязвимы и очень хорошо, когда на помощь приходит мужчина-рыцарь, но при этом они также видят, что женщина вполне способна спасти мир при определенных обстоятельствах. И это тоже откладывается на подкорку».

Фото: Zuma/TASS

Старший научный сотрудник Института философии РАН Олег Аронсон: «Образ героического мужчины пришел в комиксы – в кино, которое хоть как-то себя соотносит с повседневностью и тем, что мы называем обычно реальностью. Там мужчины ушли на вторую роль. Демократизация и феминизация мира – это общая мировая тенденция, как бы политики этому ни сопротивлялись. И как раз образы Голливуда представляют это в максимально четком виде: герои настоящего – это либо женщины, либо феминизированные мужчины. Любые фильмы, какие бы мы ни брали, они так или иначе затрагивают эти сюжеты. Например, английский фильм «Из машины» (режиссер Алекс Гарленд, 2014), когда женщина-андроид уничтожает мужчин, – это тоже фантастическое жанровое кино, но оно феминизировано. Или посмотрите фильм того же режиссера «Аннигиляция» (2017), по мотивам «Сталкера» Тарковского.

Наименее консервативный жанр в кино – это мюзикл. Посмотрите, что происходит в фильмах «Ла-Ла-Ленд» (Дэмьен Шазелл, 2016) или «Аннетт» (Леос Каракс, 2020). В первом – женщина, которая добивается успеха и бросает своего мужчину, который тоже занимается своей частной жизнью. Там нет ни счастья любви, ни семейных ценностей – ничего подобного. Мюзикл «Аннетт» – о подчиненности женщины гению мужчины-певца, о том, как травматично вообще происходит то, что называет нынче семьей. Происходит полная дефемилизация, то есть лишение семьи какой-то ценности в отношениях, а также того, что мы называли любовью, которая должна привести к союзу. Нет, все становится локально, каждый атомизирован, и мужчины, и женщины идут своим путем. Мужчины феминизируются, женщины перенимают у них мужские функции в жанровом кино. Достаточно посмотреть на фильмы по комиксам, типа «Чудо-женщины».

«Не нужно превращать войну в игру «Зарница»Киноведы — о старом и новом кино о войне

И в сериалах те же мотивы, даже когда они ставятся по историческим темам. К примеру, новый сериал «Изобретая Анну» – это целиком и полностью анатомия существования женщины в мире бизнеса. Мы можем вспомнить сериал «Змей», где вроде бы история мужчины – мошенника и убийцы, но она фактически переписана через эту призму, через функцию женщин, которых он использовал. Женщины становятся ключевыми персонажами, и ставится вопрос: что происходит, почему женщины доверяют мошенникам? Совершенно смещаются акценты, все вопросы ставятся через призму равенства полов – и не просто равенства полов. Сегодня вполне можно говорить о том, что пол под названием мужской является оплакиваемым. Это культурно-историческое образование, как уголь, понимаете…

Это не какой-то особый период, это историческая тенденция. В 1960-е годы был период женского феминизма в кино, но это совершенно другое. Сейчас речь не об этом, феминизм – это вчерашний день, он прошел. Сейчас речь идет о том, что претензии мужчины, как пола и социального гендера, чрезмерно раздуты во многих областях и через такие вещи, как кинематограф, у них просто отбираются эти незаслуженные права, которыми они все еще пользуются».

Фото: Zuma/TASS

Киновед Александр Шпагин, специалист по советскому и российскому кино: «По сравнению с 1970-ми годами образ женщин и мужчин в российском кино резко изменился, потому что изменился человек. Он стал совершенно другим, поэтому и ремейки не проходят. Почему «загнулись» ремейки на те же «Трое из Простоквашино», «Ну, погоди!» и так далее? Там все было обращено в реализм, там разговор был о другом, построение речи, а главное – человек сегодня резко индивидуализирован. Причем чем дальше, тем больше. Огромное количество женщин пришло в искусство, в режиссуру и операторское пространство, и в литературу тоже. Причем это происходит само себе – просто человек индивидуализируется, рождается совершенно отдельное сознание.

Сегодняшний российский кинематограф, такой жестко-социальный, чернушный – он на 70-80 процентов женский. И это очень интересно, это отдельный феномен. А кинематограф для нас является важнейшим из искусств, как говорил Ленин, и был абсолютно по этому поводу прав.

Киберхондрия и вытеснение смерти в культурное «бессознательное»Почему мы так много читаем о здоровье?

Человек индивидуализируется, он хочет себя попробовать в разных областях, он обретает жестко индивидуальное мировоззрение, естественно, благодаря капитализму. Раньше его так или иначе загоняли в теплое социальное коллективное чрево, в определенные рамки, правила поведения. Сегодня бабло побеждает все и диктует иной тип поведения – более эгоистический и более индивидуальный. Эгоистический тип поведения вообще с женским началом практически не был связан, женщина отдавала себя мужчине, миру и т.д. А сегодня появляются женщины с индивидуальным сознанием, более того – которые не хотят иметь детей, а хотят заниматься творчеством. Неизвестно, возьмет природа свое или нет, во всяком случае их становится все больше и больше. Это совершенно естественное явление еще потому, что общество наше, которое всегда было задавлено домостроем и патренализмом, дорвалось.

На разных этапах этого нашего постсоветского 30-летия оно по-разному осознавало себя, иногда на уровне полного беспредела, когда еще ничего не понимало и у всех каша была в голове в 90-е, а потом постепенно оно стало само себя изучать – смотреться в некое зеркало. Все это отражается и в кино. В 2010-е годы кино в принципе страшно отставало от общества, потому что утонуло в гламуре, это была вообще позорная эпоха в российском кинематографе – «Болливуд». А сегодня все постепенно входит в нормальное русло – гламур уходит, вместо него появляются какие-то живые человеческие комедии с сегодняшними реалиями, такие как «Честный развод» и «Бумеранг». В современном российском кино совершенно другой человек, нежели в 70-80 годы, он существует по совершенно другим правилам. В основном этот человек появляется в веб-сериалах, этот человек более агрессивный, более острый, так что тренд изменился сам по себе – и мужской и женский».