Про местоимение «мы» в речи мамы…

 

Забавно, порой, слышать, как мамы болтают в песочнице: «А вы уже проситесь на горшок?» «Нет, мы еще в памперсах и только к лету планируем снять!». Откуда это интересное объединение себя и ребенка в общее «мы»? Когда оно закономерно, а когда уже нет? Попробуем разобраться.

Фото с сайта www.pixabay.com

 Объединение мамочки со своим малышом в речи является абсолютно нормальным и естественным. Чаще всего такое происходит, когда малышу еще нет 3 лет. Это словесное объединение говорит о психологическом и эмоциональном состоянии мамы, а именно:

    что пока без нее малыш не способен ничего сделать сам, и она ему активно помогает в изучении мира;
    что она полностью сосредоточена на своем малыше, и его потребности, желания, достижения стали ее потребностями, желаниями, достижениями, т.е. у них все на двоих;
    что мама активно настроилась на ребенка и понимает, что ему надо, что хорошо, что плохо;
    что мама и ребенок еще одно целое, ребенок в глазах мамы – несамодостаточная личность;
    что мама представляет сейчас интересы ребенка на любом уровне.

Использование местоимения «мы», когда речь идет о ребенке, говорит об образе жизни молодой мамы, когда она буквально растворилась в своем младенце и отодвинула в сторону свои занятия и желания. Ее самое главное желание сейчас – чтобы малышу было хорошо и радостно жить.

Это местоимение говорит об определенном периоде в жизни женщины, когда она находится в декретном отпуске, становится хозяйкой, женой и матерью, а профессиональные достижения занимают соответствующее им место – второе, третье, десятое.

В определенном смысле отсутствие местоимения «мы» для мамы ребенка первых трех-четырех лет жизни даже диагностично. Если всегда только «я» и про ребенка — «он/она», то это может говорить о недостаточной настройке на ребенка, на сложностях включения в материнскую роль.

Фото с сайта www.pixabay.com

В норме это местоимение с возрастом ребенка начинает употребляться реже. Если в 4-6 лет оно довольно часто всплывает в речи, то с походом ребенка в школу оно должно потихоньку исчезать. Это будет свидетельствовать о том, что:

    мама видит в своем ребенке уже отдельную личность, у которой свой характер, опыт жизни и общения;
    и мама уже «отлепилась» от ребенка и «прилепилась» обратно к мужу либо следующему малышу, и тем самым дает достаточно самостоятельности подросшему птенцу.

Если ребенку 10-12-14 лет, а мама до сих пор употребляет «мы», говоря о нем, то это симптом гиперопеки. Скорее всего, у мамы есть еще страх, что ребенок не сможет без нее решить свои вопросы и задачи. Понятно, что в таком возрасте все задачи ребенок один не решит, но мы говорим про все задачи в целом. Уж до школы-то он точно доедет или дойдет, уроки сам может сделать и многое другое.

Фото с сайта www.storyfox.ru

Затяжное «мы» должно подсказать мамочке, что она пока мало доверяет своему ребенку, мало верит в его силы, и наверняка, от этого не может расслабиться и найти себе занятия по душе. В дальнейшем это может быть чревато страданиями при отпускании ребенка в самостоятельную жизнь, потерей смысла жизни в такой ситуации.

Поэтому помним о том, что, если мы говорим о благе для ребенка, то близость с мамой, зависимость от нее, выраженное в общем «мы», должно быть в жизни первые годы жизни, до похода в школу, когда ребенок, действительно, нуждается в маминой серьезной защите и заботе. Но эта защита не должна оставаться статичной, а переходить из рук мамы в руки ребенка. Мама должна учить ребенка самому все уметь и обслуживать себя. Тогда она сможет со спокойным сердцем отпустить его в жизненное плавание.

19.06.2018

Екатерина Шевелева

Источник: mamochki.by