Темнота. Какие эмоции вызывает у вас это слово? Мало кому оно кажется многогранным: как правило, тьма ассоциируется со страхом, неизвестностью, детскими кошмарами. Монолитное, бескомпромиссное, удушающее «ничто». Всякий раз наше воображение затевает коварную игру, стоит только погасить свет: привычные предметы обретают пугающие очертания, и даже самым отважным становится не по себе от резких шорохов и скрипов… Очевидно, что свет и возможность видеть окружающий мир необходимы человеку для полноценной и благополучной жизни. Но как живут люди, чья жизнь в буквальном смысле соткана из темноты? Чувствуют ли они себя незащищенными, неполноценными? Как они ходят в магазин и готовят себе еду, выбирают одежду и следят за гигиеной? Могут ли наслаждаться произведениями искусства наравне со зрячими, заниматься спортом, самостоятельно путешествовать? Как они представляют себе цвета, формируют представления о людях и предметах? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, можно попробовать завязать глаза и прожить хотя бы один день, не используя зрение. А можно совершить «Прогулку в темноте».
В одном из московских торговых центров расположился необычный музей. Яркое лого и название интригуют посетителей, праздно циркулирующих среди магазинов и закусочных. Сегодня народу немного – на утреннюю экскурсию пришли всего несколько человек, но в выходные здесь будет большая очередь. Все потому, что аналогов этому месту нет нигде в России: «Прогулка в темноте» – единственный в стране музей, экспозицию которого нельзя увидеть. Зато можно потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус!
Пространство музея состоит из пяти залов, в каждом царит абсолютная, эталонная темнота. Гости выстраиваются в линию и, держась за плечо впереди идущего, следуют за гидом во тьму. Действует строгое правило: никаких фонариков, смартфонов и прочих источников света! Все личные вещи на время экскурсии необходимо оставить в камере хранения, чтобы не была нарушена «чистота эксперимента». Ведь то, что ожидает гостей за плотным черным занавесом, иначе не назовешь.
Главные герои в темноте – это вы сами и ваш персональный опыт, который вы получаете, задействуя все органы чувств, кроме зрения. Но есть еще один важный человек, который задает тон всей прогулке и помогает ориентироваться в мире без света – проводник. В музее работают гиды с нарушениями зрения – как слабовидящие, так и полностью слепые. Для них темнота – родная стихия. Таким образом, создается беспрецедентная ситуация, в которой зрячие оказываются беспомощными и ведомыми, а слепые открывают им новые грани в рамках, казалось бы, привычной среды.
Так, первое помещение – это самая типичная квартира. В центре – большой стол, стулья, вдоль стен – стеллажи с книгами, диван, а чуть дальше – холодильник, в котором притаился сюрприз (осторожно, он не для слабонервных!). Концепция «Прогулки в темноте» рушит классическое понимание музея на корню: здесь можно (и нужно) трогать все, что попадается вам на пути. В том числе благодаря этому музей очень нравится детям.
На темноту люди реагируют по-разному: для кого-то это – веселое приключение, для других – тяжкое испытание. До конца экскурсии доходят не все: многим становится страшно и неуютно, в таком случае гид немедленно выводит посетителя в светлую зону. Но большинству все-таки удается пересилить свой страх. Кстати, многие приходят сюда именно за этим – чтобы победить фобию. Поэтому каждый гид играет еще и роль психолога, который постоянно общается с гостями и внимательно следит за их самочувствием и безопасностью.
После уютной «квартиры» резким потоком бьет в лицо холодный воздух. Пространство вмиг наполняется разными звуками: автомобильный гудок, шорох листьев, пение птиц, свисток, неразборчивые голоса… Улица выполнена очень реалистично, здесь даже есть настоящая машина (угадаете марку наощупь?) и светофор! Но холод обеспечивают кондиционеры, автомобиль – лишь очередной экспонат, и, если идти вперед, вытянув руки, быстро уткнешься в стену, завешанную плотной драпировкой.
В этом зале посетители ведут себя предельно осторожно, хотя понимают: опасность – иллюзорна. Пожалуй, самая сложная часть пути – пешеходный переход, который нужно пересечь вслепую, ориентируясь только на звук светофора и подсказки гида. Тем, кому приходится труднее всего, выдают трость – передвигаться с ней несколько проще, но все равно непривычно для зрячего. На этом этапе начинаешь чувствовать, как обостряется слух: все звуки кажутся еще более громкими, как бы утрированными, и поначалу в их хаосе невозможно разобраться. Лишь через несколько минут из общей какофонии удается вычленить конкретные сигналы и понять, куда нужно двигаться.
Следующим испытанию подвергается обоняние – мы оказываемся в настоящем Эдеме ароматов. По обе стороны от центра комнаты тянутся прилавки, а на них – чего только нет! Свежие фрукты, овощи, орехи и главные герои этого зала – специи. Самый натуральный рынок. Впрочем, все ли предметы здесь съедобны? Получится по запаху отличить мускатный орех от кардамона? А это что такое гладкое и круглое в руке – яблоко, апельсин, помидор? В обычных условиях такие вопросы нам даже в голову бы не пришли. Только в полной темноте начинаешь понимать, как сильно на самом деле полагаешься на зрение.
Еще одно открытие, которое поставит вас в тупик: различать продукты по запаху гораздо проще, чем… по вкусу! Следом за «Рынком» гид проводит группу в просторное помещение, которое поначалу кажется абсолютно пустым – ни нагромождений мебели, ни имитаций города, ни ярких запахов в воздухе. Мы долго продвигаемся вперед, прежде чем наши руки касаются прохладной поверхности стойки, ощупью вскарабкиваемся на высокие стулья и готовимся к следующему испытанию. Экскурсовод предлагает легкие закуски и напитки на выбор. Признаться, для этого самое время – мы изрядно проголодались. Еда вкусная, напитки тоже, но наши рецепторы будто сходят с ума. С каким вкусом эти сухарики? Шоколад – он белый или темный? Вот нечто, похожее на орехи, но даже они вызывают сомнение. Это кажется безумием. Но почти никто из группы не угадывает, что он на самом деле ел.
Кажется, логично было бы сделать «Рынок» и «Бар» соседними залами, но организаторы приняли верное решение, позволив гостям в прямом смысле перевести дух, и разделили так называемые «вкусовые» зоны. Между этими комнатами есть еще одна – пожалуй, больше всего похожая на классический музей. По сути, это он и есть: зал наполнен скульптурами самых разных форм и размеров – от миниатюрных гипсовых фигурок до статуй в человеческий рост. Гостям предлагается ощупать каждый экспонат и угадать, что он собой представляет. Изобилие линий, срезов и изгибов приводит в замешательство: фигуру человека сложно отличить от животного, на место одного силуэта воображение с легкостью подставляет другой…
Но самое невероятное – разглядывать картины в темноте. Конечно, они здесь не обычные, а трехмерные, но от этого разобрать содержимое ничуть не легче. Уже в конце экскурсии, выйдя на свет, смеешься над собственными промахами: так, в моем случае «Архимед» оказался Лениным, а одного известного русского писателя я и вовсе приняла за девушку с пышной прической.
В темноте все чувства обостряются, а ощущение времени, напротив, исчезает. Сложно сказать, прошло пять минут, десять или полчаса. Классическая экскурсия длится 60 минут, из которых 45 проходят в темной зоне и 15 – в светлой. Когда глаза привыкают к свету, окружающий мир воспринимается совсем иначе. Пройдя сквозь тьму, ты словно возвращаешься немного другим, и это чувство сохраняется еще долго. Гид показывает план всех комнат, через которые мы прошли, и копии картин из «Музея». Также в светлой части находятся стенды, посвященные известным незрячим людям: Андреа Бочелли, Галилео Галилею, Рэю Чарльзу, Гомеру и другим. На почетном месте, конечно же, Луи Брайль – создатель знаменитого рельефно-точечного шрифта, без которого трудно представить жизнь современных слепых.
Впрочем, со времен Брайля технологии шагнули далеко вперед, и сегодня большинство людей с нарушениями зрения предпочитают тактильной азбуке различные «умные» программы. К примеру, экскурсовод Лена Мясникова признается: читать и писать с помощью шрифта Брайля до сих пор может только по слогам. До прихода в музей девушка не владела этой техникой чтения, но постепенно стала учиться распознавать слова по точкам. Чтобы повысить чувствительность пальцев, Лена даже начала плести бисером. Так у нее появилось новое хобби. Из бисера девушка создает настоящие шедевры – трудно поверить, что это работа слепого человека.
Она ловко обращается с техникой: шрифт Брайля ей заменяют компьютер и смартфон. Благодаря голосовым помощникам и другому специальному софту девушка свободно пользуется всеми приложениями, от спутниковых карт до онлайн-банкинга и социальных сетей.
Лена потеряла зрение в результате аварии, когда ей было 26 лет. Тяжелые травмы, отслоение сетчатки, восемь операций… Спасти глаза не удалось – девушка полностью ослепла. Как всякий, кто утратил способность видеть в зрелом возрасте, Лена пережила сложную адаптацию. Но поддержка близких и собственный волевой нрав помогли ей не пасть духом. Лена – настоящий лучик в царстве тьмы, которая ее окутывает, она буквально светится изнутри. Именно такие люди и нужны «Прогулке»: позитивный взгляд на мир – одно из главных требований к гидам музея.
«Я пришла сюда в 2015 году. У нас был, знаешь, какой жесткий отбор! Нужны были открытые люди, которые умеют общаться и не стесняются что-то рассказывать. Осенью 2014 года проводили тренинги, где мы [кандидаты] между собой общались, знакомились друг с другом. Я же до этого знала очень мало незрячих людей, а здесь больше узнала о них. В апреле открылась «Прогулка». Мы вместе с нашим руководством доходили до всего: что нужно переделать, исправить, по-другому рассказать», – рассказывает Лена.
Работа в музее приносит ей удовольствие, ведь она обожает общаться с новыми людьми и умеет это делать – до этого девушка долго работала в колл-центре. Кроме того, Лена занимается в театральном кружке, работает над дикцией и каждый день делает разминку для речевого аппарата.
Идея создать музей в темноте родилась у предпринимателя Максима Крутько после поездки в Будапешт. Там он попал на «Невидимую выставку» и был очень впечатлен увиденным (а если точнее, неувиденным). Загоревшись этим стартапом, Максим предложил трем друзьям – Елене Стахеевой, Дмитрию Смирнову и Виталию Володину – вместе создать аналог венгерской выставки в России. В декабре 2014 года они зарегистрировали совместную компанию, а вскоре придумали название – «Прогулка в темноте».
Поначалу проект казался чистой авантюрой: никто не знал, как люди отреагируют на незрячих экскурсоводов, проникнутся ли общей идеей. «В Будапеште эта выставка считается одной из главных туристических достопримечательностей города, но мы не были уверены, что такой проект будет иметь коммерческий успех в Москве», – говорит Максим Крутько. Однако друзья решили рискнуть и вложили в стартап 14 миллионов рублей из личных сбережений.
Организационные работы заняли около года. Одной из главных трудностей стал выбор площадки: устроители искали людное место, где будет много зевак, которых привлечет необычная вывеска. Согласно планам, экспозиция должна была занять площадь около 300 м², но не больше – чтобы не переплачивать за аренду. В итоге остановились на торговом центре рядом с метро Автозаводская. В первые дни после открытия на «Прогулку» заглядывали лишь случайные посетители центра, но активная реклама в соцсетях, СМИ и «сарафанное радио» сделали свое дело – о музее заговорили.
Сейчас сюда выстраиваются очереди из желающих попасть на экскурсию. Первичные опасения организаторов оказались напрасными: тема инвалидности, на первый взгляд, не слишком популярная в России, не отпугнула гостей. Напротив, все больше людей проявляют интерес к жизни незрячих, хотят почувствовать себя в их «тарелке» и понять, каково это – жить в темноте.
Уже в первый год работы музей посетили более 20 тысяч гостей. Сейчас «Прогулку в темноте» ежемесячно совершают 2 тысячи человек, причем 70% приходят сюда целенаправленно. Музей существует уже 4,5 года и продолжает активно развиваться. Так, вы можете отметить здесь день рождения, устроить романтическую прогулку для двоих и провести корпоратив. Практика показывает, что темнота очень сплачивает людей и выявляет их скрытые стороны. Возможно, именно поэтому многие крупные компании уже доверили музею проведение тимбилдингов – «Лаборатория Касперского», LʼOccitane, Johnson & Johnson, «Пятерочка» и другие.
В какой-то момент «Прогулка в темноте» стала настолько популярной, что к владельцам начали обращаться из других городов с предложением продать франшизу. Организовать у себя необычную выставку захотели в Орле, Симферополе, Екатеринбурге, Перми, Краснодаре… Но создатели проекта не гонятся за масштабами. По словам Елены Стахеевой, сначала нужно наладить бизнес в Москве. Пока в планах – открытие филиала на Арбате. Там будет больше места и появятся новые локации – например, спортзал.
«Прогулка в темноте» – не только отличный способ провести выходные, но и важный социальный проект. Одна из главных задач музея – предоставить рабочие места людям с инвалидностью по зрению. Сейчас здесь работает восемь незрячих гидов, в перспективе их, возможно, станет больше. Каждый день, пусть и понемногу, маленькими шажками, команда «Прогулки» помогает менять представления о незрячих и слабовидящих. Здесь вы не только узнаете больше о жизни этих людей, но и научитесь с ними контактировать, правильно оказывать помощь (если она им требуется), а заодно проверите, насколько развиты ваши чувства, как хорошо вы ориентируетесь во мраке, чего боитесь, что любите.
«Для меня работа на «Прогулке» – это уникальная возможность наблюдать, как час в темноте способен изменить человека. Как после посещения темноты люди открывают в себе новые грани и как они восхищаются моими незрячими коллегами. Это невероятные ощущения – понимать, что наша работа немного меняет мир к лучшему», – признается администратор музея Ирина.
«Прогулка» – это вода, а я в ней рыба. То есть это особый живой мир в темноте, в котором я живу постоянно. Это возможность показать и рассказать, кто такие незрячие и как они живут. Это возможность делиться положительными эмоциями, чувствами и пробуждать все лучшее и доброе в сердцах гостей, которые приходят к нам за впечатлениями. Это возможность научиться пользоваться всеми чувствами, помимо зрения, научиться видеть сердцем», – говорит Лена Мясникова.
Попробуйте и вы с головой нырнуть в темноту! Кто знает, что ждет вас там – по ту сторону света.