Алан Рикман – один из тех людей, которые создали магию кинофраншизы о Гарри Поттере. Мрачный, почти готический образ, обволакивающий низкий голос, точеные черты лица – Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт и Эмма Уотсон признавались, что поначалу даже побаивались «профессора Снейпа» на съемочной площадке, настолько он был правдоподобен в своем черном парике и мантии преподавателя зельеварения. Английский интеллигент до мозга костей, Рикман начинал свой путь с театральных подмостков, в театре его прославила роль светского распутника виконта де Вальмона в спектакле по роману «Опасные связи», в кино – роль бандита Ганса Грубера в «Крепком орешке». К счастью, несмотря на подходящий типаж, к актеру не приклеилось ни амплуа злодея, ни рокового обольстителя, ни штатного голливудского Пьеро на манер Джонни Деппа последних лет или Хелены Бонэм Картер, хотя в багаже Алана Рикмана были роли в таких нашумевших фильмах, как «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» и «Парфюмер».
Актер ушел из жизни в зените славы, пик которой пришелся на «Гарри Поттера». В 69 лет он быстро сгорел от рака поджелудочной железы. 21 февраля 2021-го ему исполнилось бы 75, и «МИР 24» рассказывает несколько фактов об Алане Рикмане.
Обладал уникальным голосом
«Когда я учился в театральной школе, один из преподавателей говорил, что мой голос раздается из сливной трубы. С дальнего ее конца», – прокомментировал однажды актер слухи о привлекательности своего голоса.
«Вы серьезно? – ответил журналист. – Британские ученые много лет назад разработали математическую формулу для определения идеального голоса. Ближе всего к идеалу оказались голос Джереми Айронса и ваш». «Помню, что слышал об этом, но не понимаю, что все это значит, – как всегда скромно и по-английски иронично заявил Рикман. – Мой голос всегда был и остается проблемой, особенно в театре. Он очень тихий и образуется в неудобном месте, и иногда его вообще почти не слышно. Где-то там есть функциональный дефект. С таким голосом мне в кино однозначно лучше, чем в театре».
Таблоиды писали, что своеобразным тембром актера наделил врожденный дефект нижней челюсти, который повлиял на манеру говорить. Так это или нет, сказать сложно, однако за красивое английское произношение, умение использовать свои вокальные данные и низкий бархатный голос в актерской среде Алан Рикман получил прозвище «Голос». Не просто же так его пригласили озвучивать психоделичную гусеницу Абсолем (а затем бабочку) в диснеевскую дилогию по Льюису Кэрроллу и даже наделили его голосом навигатор. Кстати, «Алису в Зазеркалье», которая вышла в кино 27 мая 2016 года, уже после смерти смерти Алана Рикмана, посвятили его памяти.
50 лет с одной женщиной
Всю свою жизнь актер прожил с одной женщиной, которую встретил в студенческой юности, в 1965 году. Тогда ему было 19 лет, а Риме Хортон – 18. В 1977 году они начали жить вместе, Алан стал сначала дизайнером, а потом актером, а Рима – преподавателем экономики в Кингстонском университете. Влюбленные поженились лишь в 2012-м, тихо и тайно, лишь в три года спустя Рикман признался в интервью, что официально связал себя узами брака с любимой женщиной. «Это было прекрасно, потому что никого не было. После свадьбы в Нью-Йорке мы прошлись по Бруклинскому мосту, а затем пообедали», – сказал он.
Актер подарил жене кольцо за 200 долларов, однако Рима, считавшая свой союз выше традиционной символики, его не носила. У пары также не было детей, об этом его не раз спрашивали журналисты. «Это был не мой выбор. Вы должны помнить, что я не единственный, кто вовлечен в ситуацию, здесь есть еще один человек. Иногда я думаю, что в идеальном мире у нас было бы трое детей в возрасте двенадцати, десяти и восьми лет, и мы стали бы отличными родителями для этой семьи», – как-то раз ответил Рикман.
Актер не любил, когда их с Римой историю пытались выдать за идеальную историю любви. «Нет, это не было любовью с первого взгляда, – утверждал он. – Терпеть не могу, когда нас пытаются представить как нечто необыкновенное. Наши отношения такие же сложные, запутанные, как и у любой другой пары. Мы через многое прошли. Но я действительно ее уважаю. Мы можем просто сидеть рядом и долго молча читать, а потом она вдруг прочтет что-нибудь вслух, и мы начинаем смеяться».
Говорят, на интервью с Аланом Рикманом издания старались отправлять наиболее воспитанных и деликатных журналистов, так как в противном случае актер просто заканчивал разговор. Однако полностью отгородиться от бестактных вопросов он не мог. Однажды его спросили, почему он не женится на двадцатилетней поклоннице, которая могла бы родить ему детей. Актер опешил и ответил лишь, что для него это совершенно неприемлемо.
Фото: ZumaTASS. Алан Рикман и Рима Хортон
Сыграл Распутина и дважды был в России
Алану Рикману не раз доводилось играть в спектаклях по русской классике, например, в чеховских «Чайке» и «Дяде Ване». «Он величайший драматург! Потому что он непостижим. За ним не угнаться: вот вам кажется, что он здесь, а он ускользает от вас. Для нас он очень сложный. Надо понимать его особую интонацию, атмосферу, а мы ее не знаем. Как бы мне хотелось хорошо понимать по-русски. Я видел превосходные постановки Чехова на русском, но перевести идеально невозможно, это всегда проблема», – рассказывал он в интервью.
В 1981 году Рикман посетил Москву, Ленинград и Тбилиси со спектаклем «Братья Карамазовы». В следующий раз ему довелось побывать в СССР через 15 лет – он застал уже совершенно другую страну. Дело в том, что в 1996 году Рикман сыграл Распутина в одноименном американо-венгерском мини-сериале, который принес ему «Золотой глобус» и «Эмми». Сериал критиковали за историческую неточность, непонимание некоторыми актерами своих героев, однако это не относилось к игре Рикмана. Съемки проходили в России, ту поездку британец вспоминал потом с теплотой, называя счастливым временем:
«Когда я приехал на съемки «Распутина», мне очень нравилось в Санкт-Петербурге, мы снимали в Исаакиевском соборе. Никто до нас там не снимал. Но в то же время я жил в отеле, где было огромное несоответствие. Номера стоили для съемочной группы целое состояние каждый день, и в то же самое время я слышал, как на стойке регистрации работники жаловались, какую они мизерную зарплату получают. Или вот еще: малюсенькие старушки сидели у выхода из отеля и продавали какие-то ботинки и деревянные ложки… Но страна мне все равно понравилась очень».
Фото: Zou Zheng/ZUMAPRESS.com/ТАСС. Международный кинофестиваль в Торонто, Алан Рикман и Кейт Уинслет на премьере фильма «Версальский роман», 2014
Снял два фильма
Алан Рикман успел попробовать свои силы в кинорежиссуре и снял два фильма: «Зимний гость»(1997) и «Версальский роман» (2014, в оригинале – «A Little Chaos»). Первый – экранизация поставленной Рикманом же пьесы Шарман МакДональд о взаимоотношениях матери и дочери. «Зимний гость» был тепло встречен критиками и получил несколько премий на Венецианском фестивале. Второй фильм – история вымышленного персонажа мадам Сабин де Барра, помещенной во французский королевский двор времен Людовика XIV. Главную роль в этом фильме сыграла Кейт Уинслет. Сам Рикман, очевидно, зная, как хорошо он смотрится в исторических декорациях костюмированных драм, перевоплотился в «короля-солнце», который в его исполнении предстает не солнцеликим, а человечным. В центре внимания Рикмана-режиссера были старые, как мир, но каждый раз уникальные хитросплетения человеческих отношений.