Раннее развитие: плюсы и минусы | статьи на bitclass

В наше время стала очень популярной система раннего образовательного развития ребенка. Плохо это или хорошо? В течение последнего десятилетия стало ясно, что такой метод не так уж прост и безопасен, как кажется на первый взгляд.

 

Гармония или раннее развитие?

 

Ребенок, родители которого в анкете при поступлении в престижный лицей указали, что с рождения занимаются  с ним по развивающимся методикам, и что читает ребенок с двух лет, а в школу пошел в пять, во время беседы не смотрел в глаза преподавателю. И хотя на все вопросы отвечал мудреными ответами из энциклопедии, с творческим заданием не справился.

Подобные вещи не редкость. Это уже даже система. Дети, чьи родители слишком увлеклись ранним развитием своего ребенка, вначале блистают, но потом начинают резко отставать в учебе. Происходит это потому, что такие системы развивают области левого полушария мозга ребенка, отвечающего за логическое и абстрактное мышление. У малышей оно формируется в природе позже. У маленького ребенка доминировать должно правое полушарие, отвечающее за эмоции, творчество и образное мышление. Ребенку свойственно познавать мир при помощи фантазий, чувств и эмоций. Познавать, в общем и целостно, а не анализировать информацию, пытаясь разложить ее «по полочкам».

Если с малюткой начинают заниматься едва  ли не с рождения чтением, логическими задачами, математикой, и не уделяют внимание эмоциональному развитию ребенка, то левое полушарие, интенсивно развиваясь, подавляет нормальное развитие правого полушария. В результате, хотя ваш ребенок и будет бойко разговаривать по-французски, играть на пианино и обладать солидной эрудицией (для своего возраста), это всего лишь манипуляция цифрами, буквами и нотами. Не более. Он никогда не станет выдающимся ученым, музыкантом или математиком. Ведь для этого нужна как раз та интуиция, то иррациональное, загадочное, что находится в правом полушарии мозга человека.

 

Читать раньше, чем говорить

 

Самое большое искушение для  молодых родителей – научить малютку читать раньше, чем разговаривать. Но именно до двух лет у ребенка формируются центры, отвечающие за развитие устной речи и ее восприятия. За чтение и письмо отвечают другие зоны головного мозга. Родители, в самых лучших своих стремлениях, начинают преждевременно развивать зоны головного мозга у ребенка, отвечающие за чтение, не понимая, что центры устной речи при этом делаются пассивными. В результате, грудной младенец все равно не научится читать, а вот нормальное развитие речи будет заторможено. Поэтому, знакомство с буквами лучше проводить тогда, когда ваш ребенок полностью освоит устную речь. К тому же, с утра до вечера тренируя вашего малыша специальными карточками и кубикам с буквами, вы лишаете его живого общения, построенного на эмоциях. А это значит, что ребенок  в дальнейшем не сможет использовать речь, как коммуникационное назначение.

 

Человек играющий

 

Самопроизвольная ролевая игра становится важной частью творческого и интеллектуального развития ребенка. Ведь только в игре, проявляется способность человека изменять окружающий мир. Захочу – и кресло превратится в автомобиль, а обыкновенные листочки бумаги в тарелочки со сказочными яствами. Нам, взрослым, кажется, что игра не приносит каких либо явных результатов, но на самом деле результат игры бесценен. Прежде всего – это становление «Я» вашего ребенка, познание самого себя  и предназначения, которое отведено ребенку в этом мире. Следовательно, для нормального развития, основной сферой его занятий должна быть игра, именно ролевая игра, а все остальные  развивающие занятия должны дополнять ее.

 

Так все-таки, нужно такое раннее развитие или нет?

 

Да конечно, если оно способствует самостоятельному мышлению ребенка, гармоничному развитию интеллектуальных физических и творческих способностей. Да, если это не мешает формировать у ребенка нравственные ценности, не превращает его детство в бесконечную  унылую подготовку к конкурсам и постоянным зубрежкам. Ведь главное в раннем развитии ребенка – это радость восприятия и познания окружающего пространства и всего существующего в нем, а не «мифический результат».