Различные виды замков на крышках авиамоделей

В данной статье хочу рассказать про разные виды крышек и лючков в авиамоделях (да и не только в авиа), а так же о способах и механизмах их закрепления.

Все виды замков мною использовались неоднократно, но каждый хорош по своему, и используется в зависимости от вида и веса модели.
Под каждым из видов будут написаны его плюсы и минусы, чтобы было удобней выбирать и сравнивать их между собой.

Материалы:
— резинки для денег
— болтики и гаечки
— сильные неодимовые магниты или магниты из бейджиков
— деревянная линейка
— бамбуковые шпажки
— пружинка от шариковой ручки
— нитки
— саморезы
— липучки от одежды или техники
— пластиковые карты
— стальная проволока
— прочие материалы, из которых сделана соответствующая модель

Инструменты:
— отвертки
— лобзик
— резак
— клеи (ПВА, эпоксидный)
— прищепки, зажимы
— ножницы
— плоскогубцы
— термопистолет
— прочие инструменты, с помощью которых создается модель

1. Крышки на резинке.

Плюсы:
+ Простота в изготовлении
+ Дешевизна
+ Универсальность
+ Быстрота открывания крышки

Минусы:
— Резинки теряют эластичность на морозе
— Плохо подходит для копий и полукопий

Самый простой и популярный способ закрепления крышки лючка на авиамодели. Суть его состоит в том, что крышка притягивается с помощью одной или нескольких резинок к фюзеляжу модели. Использовать его можно на любой модели-тренере с размахом крыла от полуметра до двух метров.

Для этого необходимо только вырезать в фюзеляже сам лючок.

Вклеить под ним или чуть в стороне бамбуковую шпажку, предварительно усилив места ее вклеивания дополнительными слоями потолочки или другого материала.

Сделать в лючке небольшую ручку из скрепки или проволоки, чтобы резинка не соскакивала, а крышку можно было легко открыть.

Теперь вставляем крышку на место и натягиваем резинку.

Но стоит отметить, что данный вариант больше применим в теплое время года, на морозе резинка может лопнуть, что приведет к потере крышки или даже электронной начинки модели. Хотя на аэросанях использовал.

И на авиамоделях зимой тоже.

2. Крышки на болтиках.

Плюсы:
+ Более эстетичный вид (хорошо для полукопий)
+ Надежность

Минусы:
— В поле понадобится дополнительный инструмент
— Быстрота открывания

Менее распространенный вариант крепления крышек, но один из самых надежных. Хорошо подходит для небольших моделей-пилотажек и больших моделей.

Для изготовления крышки на болтиках необходимо саму крышку закрепить шарнирно (на полосках скотча, например)

Вклеить в фюзеляж на эпоксидный клей гайку и сделать в крышке лючка отверстие для болта.
Как разновидность — вклеить деревянный бобышки, а крышку прикручивать небольшим саморезом.

Чтобы немного сократить время открывания крышки, можно взять болт с крупной головкой или сделать ее самостоятельно, чтобы откручивать его без инструментов. В противном случае каждая замена аккумулятора будет происходить с помощью отвертки.

3. Крышки на магнитах.

Плюсы:
+ Эстетичность (подходит для моделей-копий)
+ Быстрота открывания крышки
+ Надежность

Минусы:
— Более редкие материалы
— Покупка неодимовых магнитов

С развитием интернет-торговли и торговли вообще этот способ крепления крышек становится одним из самых популярных. Потому что выглядит модель с таким креплением крышки лучше, а быстрота и удобство закрытия крышки — самые высокие.

Для изготовления понадобятся сильные неодимовые магниты или магниты от бейджиков.

В зависимости от силы магнита и надобности можно вклеить в фюзеляж небольшую пластинку из металла, а в крышку — магнит, либо вклеить и в крышку и в фюзеляж по магниту, чтобы крышка держалась лучше.

Для приклеивания нужно использовать эпоксидный клей-пятиминутку либо циакриновый (актуально для деревянных моделей).

В плане заказа неодимовых магнитов через интернет тоже есть свои замечания. Не рекомендуется заказывать данные магниты вместе с электроникой в одной посылке, дабы не повредить эту самую электронику.

4. Крышки на шпингалетах.

Плюсы:
+ Простые материалы
+ Надежность
+ Долговечность

Минусы:
— Большее время на изготовление
— Может портить внешний вид модели

Данный вид замка является одним из самых долгих в изготовлении (если конечно не покупать готовый шпингалет в специализированном магазине).

Для его изготовления нам понадобятся тонкие рейки или кусочек деревянной линейки, из которых склеивается каркас шпингалета.

Затем из бамбуковой шпажки и тонкой реечки склеивается сам шпингалет.

Все детали лучше склеивать клеем ПВА. Место соединения рейки и бамбука лучше усилить нитками с клеем.

Затем надеваем на шпингалет пружинку от ручки, вставляем в каркас и приклеиваем оставшуюся часть.

Готовый шпингалет вклеиваем в крышку лючка термоклеем, сделав предварительно вырез под ручку.

Вариант с двумя шпингалетами без петли крышки люка.

При необходимости в стенках люка делаем отверстия под шпингалет и усиливаем отверстие проволочной скобой.

Еще парочка вариантов крышек со шпингалетом.

Удобство таких шпингалетов несомненно: их легко изготовить из подручных материалов, они легкие и хорошо подходят на многие модели. Кроме того, если модель случайно разбивается, такой шпингалет легко переставить на другую модель. Но иногда они могут портить внешний вид модели.

5. Крышки на «липучках».

Плюсы:
+ Хороший внешний вид
+ Быстрота открывания крышки

Минусы:
— Не всегда в наличии есть «липучки»
— Не каждый клей выдерживает нагрузку
— Применимо не в каждой модели

В коробках с USB-модемами, например, есть малоиспользуемые по прямому назначению «липучки», которые можно приклеить к крышке и внутри фюзеляжа.

Приклеивать лучше на эпоксидный клей или супер-клеем, чтобы при многочисленных открываниях лючка не отрывать сами «липучки».

Данный способ крепления редкий по большей части даже не по причине редкости самих «липучек», а по причине невозможности вклеить вторую половинку липучки в фюзеляж — элементарно не к чему.

Из всех моих моделей только на одной встречается крепление крышки на «липучки», так как в фюзеляже было место для вклеивания двух пеноплексовых брусочков, к которым приклеены вторые половинки «липучек»

6. Крышки на крючках.

Плюсы:
+ Хороший внешний вид
+ Быстрота открывания крышки

Минусы:
— Применимо не в каждой модели
— Длительное время изготовления

Данный вид крепления популярен на больших бальзовых моделях. В маленьких моделях применяется редко.

Крючки можно сделать из пластика или из тонкой фанеры.

Вклеиваем крючки в фюзеляж на эпоксидный клей.

К крышке приклеиваем кусок стальной проволоки или тонкого прута из углепластика.

В фонаре делаем прорези для концов проволоки.

При закрытии крышки проволока должна цепляться за крючки с двух сторон.

Данный способ хорошо подходит для больших моделей, которые делаются не спеша, длительный срок и при наличии определенных инструментов и материалов. Конечно, можно сделать крышку на крючках и на простом тренере или пилотажной модели метрового размаха, но такие модели обычно долго не служат, особенно если это модели начинающего авиамоделиста.

Есть еще вариант, когда крючки располагаются в самой крышке, а проволочный держатель в фюзеляже, но суть от этого не меняется.

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Источник: usamodelkina.ru