Развитие памяти и внимания человека | статьи на bitclass

Если не заниматься развитием памяти и внимания, когнитивные функции мозга будут быстро угасать. Конечно, у одних память цепкая от природы, такие люди, обладают удивительной способностью отлично распределять свое внимание. Но в подавляющем большинстве случаев память и внимание человека нуждаются в интенсивных тренировках. Специалисты разработали для этого множество продуктивных техник и эффективных методик.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ СКРЫТЬ 1 Как тренировать концентрацию и переключение внимания 2 Тренировка переключения внимания должна идти по трем путям: 3 Характеристика памяти человека: факторы продуктивности 4 Хорошая ли у человека память: тест для проверки 5 Правила развития и улучшения памяти человека 6 Как можно определить тип памяти человека? 7 Как человеку нужно тренировать память? 8 Тренировка памяти человека: приемы и правила 9 Методы тренировки зрительной памяти человека: лучшие упражнения 10 Упражнения для тренировки слуховой и речевой памяти

Как тренировать концентрацию и переключение внимания

Сколько дел можно сделать одновременно? Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Трудно поверить, что это так и было. Но вот в 1887 г. французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в то же время писать другое. Он мог, декламируя стихи, письменно выполнять сложные умножения. Это достоверный факт.

Распределение внимания — это такое его состояние, которое бывает при одновременном выполнении двух или нескольких действий. «Разве это не обычная вещь, что мы, занятые главным образом одним делом, одной мыслью, можем одновременно исполнять другое дело, очень привычное для нас, т. е. работать теми частями полушарий, которые находятся в известной степени торможения по механизму внешнего торможения, так как пункт полушария, связанный с нашим главным делом, конечно, является тогда сильно возбужденным?» — писал Иван Петрович Павлов, накладывая психологический узор на физиологическую канву.

Конечно, без тренировки памяти и внимания здесь не обойтись, одних только природных способностей в любом случае окажется слишком мало.

Как же тренировать концентрацию внимания и вообще, как помочь себе стать внимательным? Приучить себя внимательно работать в самых разнообразных условиях — вот верный путь воспитания внимания.

Для того чтобы повысить концентрацию и скорость переключения внимания следует научиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонним раздражителям. Развитие устойчивости внимания человека связано с развитием его волевых качеств; поэтому надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах контролировать свои действия.

Как ещё тренировать внимание, чтобы уметь сосредотачиваться сразу на нескольких объектах? Большую пользу принесут систематические упражнения в одновременном выполнении различных процессов. Делать это надо так, чтобы общее восприятие каждого объекта сохранялось достаточно хорошо и в то же время из второстепенного выделялось главное, на чем и концентрировалось бы внимание.

Тренировка переключения внимания должна идти по трем путям:

1. Тренировка в быстром переключении внимания с объекта на объект.

2. Тренировка в умении выделять наиболее важные объекты за счет второстепенных.

3. Тренировка в порядке переключения в том, что образно называют выработкой «маршрута восприятия» (т. е. научиться автоматически, всегда в определенной последовательности переключать внимание с одного объекта на другой с целью получения информации или выполнения определенных действий).

Лучший же способ стать внимательным — никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно!

Характеристика памяти человека: факторы продуктивности

Существует такое понятие, как «кладовая памяти». Рассказывают, что один человек, решив пополнить свое образование, стал заучивать подряд энциклопедию. Однако дошел он только до слова «абсурд»: дальше осилить не мог. Но если бы он и продолжал заучивать энциклопедию, проку бы большого не было. Ведь энциклопедия — это справочник, а в основе образования лежит система получаемых знаний.

Главное из всех характеристик, определяющих продуктивность памяти, — ее готовность, умение быстро извлекать из запаса сведений именно то, что необходимо в данный момент. Есть люди, много знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненужное «само лезет в голову». У других багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда воспроизводится именно то, что нужно.

Нельзя сначала что-то как-то заучивать, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти формируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно осмысленным и во время него сразу должны устанавливаться связи между запоминанием и теми случаями, когда эти сведения могут понадобиться.

Читая исторический роман и сопоставляя описанное в нем с учебником истории, мы подготавливаем память, чтобы можно было воспроизвести прочитанное в тех случаях, когда речь зайдет о соответствующем историческом факте.

Материал в процессе развития такого фактора памяти, как продуктивность, должен непрерывно систематизироваться, при этом важно находить в вещах сходство и различие. «Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и потому надобно скорее все укладывать куда следует», — рекомендовал А. В. Суворов. Наполеон говорил, что все дела и знания уложены у него в голове, как в ящиках комода, и ему достаточно открыть определенный ящик, чтобы извлечь нужные сведения.

Систематичность в накоплении знаний более всего помогает развитию готовности памяти. Запоминая что-либо, надо помнить, зачем мы это делаем, и в каких случаях те или иные сведения могут понадобиться.

Хорошая ли у человека память: тест для проверки

Перед тем как узнать, как улучшить память, оцените свои способности по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний. Узнать, хорошая ли у вас память, поможет тест на запоминание. Прочтите внимательно, но только один раз и постарайтесь запомнить числа:

64 93 57 68 46 37 39 52 74 49.

Запишите те из них, которые вы запомнили, по возможности в том же порядке.

Число запомнившихся цифр будет характеризовать объем, а число цифр, которые вы запомнили в нужном порядке, станет свидетельствовать о точности вашей механической зрительной памяти.

Если вы хотите пройти тест на проверку слуховой памяти, попросите кого-нибудь такой же ряд двузначных цифр прочел вслух. Сравнив результаты, вы сможете установить, какой тип памяти у вас преобладает — зрительный или слуховой, если, конечно, что-либо не сделало результаты этих опытов случайными.

Пройдя такой тест на проверку памяти человека (т. е. прочитав или прослушав какой-либо текст, а потом, записав то, что запомнилось), можно оценить точность не только механической, но и смысловой способности к запоминанию. После такой оценки можно приступать к изучению информации о том, как тренировать память, и приступать к выполнению упражнений.

Правила развития и улучшения памяти человека

Все хотели бы узнать, как улучшить память человека, но не всякий знает, что для этого нужно. А между тем первое и главное правило: чтобы развить память, ее надо развивать. И это не тавтология, не «масло масляное». Ведь многие хотят сначала улучшить память, а уже потом начать ее применять. Ничего не выйдет. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время, запоминая, воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память.

Кроме этого, есть несколько частных правил для улучшения памяти, полезных только тогда, когда выполняется главное — повторение.

Повторение — одно из наиболее существенных условий прочного запоминания. Как говорится, «повторение — мать учения». Однако специальные опыты показали, что далеко не всякое повторение приводит к положительным результатам: для этого оно должно быть осмысленным и целенаправленным. При повторении материал следует рассматривать каждый раз как бы с других точек зрения, увязывая уже известные факты с новыми, иначе он быстро надоедает и к нему пропадает всякий интерес. Механическое повторение является малопродуктивной зубрежкой.

Вот что надо иметь в виду при заучивании. У некоторых наиболее продуктивно для этого вечернее время, у других — утро. Наименьший эффект дает заучивание днем, среди других дел. Целесообразнее всего запоминать под вечер и повторять на следующее утро.

Ещё одно правило развития памяти – заучивать материал необходимо сначала как можно медленнее, чтобы обеспечить его осмысливание и чтобы могли возникнуть необходимые связи, а затем — более быстро.

Если нужно запомнить материал, не связанный между собой и довольно обширный по объему, лучше разбивать его на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Например, для улучшения памяти человека, чтобы быстрее заучить сорок названий, нужно разделить их на четыре-пять групп возможно более однородных; в крайнем случае, их можно сгруппировать хотя бы по одинаковой первой букве.

Скорее запоминается то, что объединено какой-либо одной мыслью в тематическое целое. Поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно.

Наконец, можно указать еще на такие возможности укрепления памяти, как правильный режим дня и работы; умение систематически вести записные книжки для тренировки памяти. Соблюдая правила развития памяти человека, помните: все, что улучшает здоровье и самочувствие, повышает и продуктивность запоминания.

Как можно определить тип памяти человека?

Память — достаточно сложный психический процесс, включающий запоминание информации, хранение информации, воспроизведение информации (вспоминание), узнавание информации при повторном представлении.

Эксперименты А. Вулдриджа с восстановлением под гипнозом мельчайших подробностей увиденного много лет назад доказывают, что в общем-то, все, на что мы в течение жизни обратили внимание, хранится в памяти, но далеко не все может быть сознательно подробно воспроизведено. Выход всей хранимой информации возможен только бессознательно во сне, в гипнозе, при проведении подготовленным человеком специальных процедур жнана- и раджи-йоги, при сильных эмоциональных потрясениях, после травм, у психически больных и т. п.

В первую очередь вам необходимо определить, какой тип памяти у человека преобладает: визуальный, аудиальный или кинестетический. Как определить тип памяти человека, используя несложные приемы?

Визуальный тип. Вся вспоминаемая информация представляется вам в виде ярких картин, зрительных образов. Рассказывая что-то, вы часто жестикулируете, как бы рисуя в воздухе представляемые вами объекты. В разговоре вы часто пользуетесь вступительными фразами типа: «Вот посмотрите…», «Давайте представим себе…», «Вспомните, это выглядело так…». В момент вспоминания вы смотрите как бы прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх.

Аудиальный тип. То, что вы вспоминаете, наговаривается вам как бы вашим внутренним голосом или вы слышите речь, слова другого человека. Вводные фразы, которые вы используете в разговоре, — слуховые: «Вот послушайте…», «Это звучало так…» и пр. При вспоминании взор обращен вправо, влево вниз или влево.

Кинестетический тип. Вы хорошо запоминаете ощущения, движения. Вспоминая, вы как бы сначала воссоздаете, повторяете движения и ощущения тела. Вам хорошо удается представлять тепло, тяжесть при занятиях аутогенной тренировкой. Вспоминая, вы смотрите вниз или вправо вниз.

Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но одна из трех систем предоставления сознанию информации обычно развита лучше других.

Как человеку нужно тренировать память?

Вспоминание является главным этапом памяти, ведь запоминаем мы именно для того, чтобы вспомнить. В значительной степени вспоминание зависит от установки, сформированной при запоминании, и качества запоминания.

Перед тем как начать тренировать память, человек должен уяснить для себя, что это — процесс длительный и нелегкий, но всегда окупит потраченные на него время и силы, позволит более эффективно управлять своими умственными возможностями для решения практических задач.

При всех видах тренировки памяти человека имеет смысл:

    вспоминая образ или рассматривая объект запоминания, описывать его словами и движениями; в случае если получилось точное и яркое восстановление образа в момент эмоционального толчка «ура, вспомнил!», закрепите это ощущение, ущипнув себя за мочку правого уха. Если вы часто будете использовать этот прием, то сможете мобилизовать вспоминание в экстренных ситуациях таким же способом.

Возможности мобилизации памяти заметно усиливаются постоянной ее тренировкой, которая достигается:

    регулярным повторением уже заученного (стихов, иностранных слов); тренировкой внимания и наблюдательности; целенаправленными упражнениями.

Тренировка памяти человека: приемы и правила

Для запоминания логически связанной и логически не связанной информации используются различные приемы облегчения запоминания различных сведений (мнемонические приемы, или приемы мнемотехники). Объясняется это тем, что осмысленная информация запоминается в среднем в 22 раза лучше, чем бессмысленная. Считается, что основателем мнемоники как набора приемов для запоминания был древнегреческий поэт Симонид (V в. до н. э.), и, вероятно, даже в те времена основным приемом для запоминания всех видов информации считалось повторение. Этот прием тренировки памяти усиленно культивируется в школьном образовании.

Приступая к таким упражнениям, следует напомнить основные правила тренировки памяти, которые заключаются в следующем:

    большой объем информации заучивается по смысловым частям; число повторений должно превышать то число, которого достаточно для первого полного воспроизведения информации; первое повторение информации необходимо не позже чем через 15-40 мин после запоминания, так как через час в памяти остается только 50 % запомненного, а через день — не более 30-35 %; помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений задень. Повторение большой и важной информации необходимо чаше в первые дни после заучивания, так как в этот период максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день 2-3 повторения, во второй — 1-2 повторения, в четвертый, шестой, девятый и т. д. — по одному повторению; любую информацию лучше повторять, используя и зрительную, и слуховую, и кинестетическую память, например, зрительный образ описать словами и как бы обрисовать движением.

Далее вы узнаете, как улучшить память в домашних условиях, выполняя несложные упражнения.

Методы тренировки зрительной памяти человека: лучшие упражнения

Учитывая то, что большую часть информации из внешнего мира мы получаем зрительно (информационная пропускная способность глаз в 100 раз больше, чем слуха), в первую очередь следует развивать именно зрительную память. Для этого рекомендуются следующие упражнения.

Тренировка памяти по методу Айвазовского. Тренировать зрительную память таким образом можно где угодно: по пути на работу, дома, в транспорте и т. д. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. В течение 3—5 с постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях, запомнить объект. Теперь для тренировки зрительной памяти закройте глаза — постарайтесь добиться максимально четкого и яркого изображения объекта, рассмотрите детали изображения. Задайте себе вопросы по подробностям вида объекта и ответьте на них по изображению. Опять откройте глаза на одну секунду, дополните образ. И так несколько раз.

«Спинки» — ещё одно упражнение для тренировки зрительной памяти, которое легко выполнить в домашних условиях. Бросьте на стол кучкой 4—5 спичек. В течение 2—3 с запоминайте их расположение. Воссоздайте изображение с закрытыми глазами (или на левой ладони). Если не все удалось запомнить, посмотрите на них еще одну секунду и воссоздайте образ точнее. Еженедельно увеличивайте количество спичек на одну. Когда дойдете до 12-14 штук, опять начните с 4-5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок. Очень хорошо после воссоздания внутреннего образа зарисовать расположение спичек на листе бумаги и сличить рисунок с оригиналом.

Упражнения для тренировки слуховой и речевой памяти

Естественно, кроме зрительной, в тренировке нуждаются и остальные системы памяти. Поэтому следует добавить следующие упражнения.

Для тренировки слуховой памяти и кинестетического запоминания очень помогает анализ событий прошедшего дня. Вечером перед сном в течение 5—7 мин в очень ускоренном темпе восстановите цепь основных событий дня с вспоминанием образов новых знакомых, их имен, манеры поведения, телефонов. Старайтесь точно и ярко воссоздать имевшие место ощущения. Все именно в том порядке, в каком это происходило.

Запоминание внутренней речи. Наугад произнесите про себя цепь арифметических действий: «один плюс семь минус три умножить на два» и т. п. Теперь проведите в уме эти несложные вычисления — для этого вам придется каждый раз вспоминать всю произнесенную ранее фразу.

Лучшие упражнения для тренировки речевой памяти – это изучение европейских иностранных языков. А эффективно тренировать зрительную память поможет изучение китайского или японского языков, основанных на графические иероглифах.