Сегодня 95 лет со дня рождения знаменитого советского и российского режиссера Петра Тодоровского. Он снял десятки фильмов, которые всегда вызывали отклик у зрителей. Его «Военно-полевой роман» и «Интердевочка» стали своеобразными символами эпох. О мастере – в репортаже корреспондента «МИР 24» Андрея Еганова.
— Утром наступление, я вас так люблю, а имени вашего не знаю.
— Люба.
Его «Военно-полевой роман» вскружил голову всей стране. Как и остальные работы, Тодоровского эта стала точным отражением своего времени. Фильм даже номинировали на «Оскар». Режиссер проявил свой талант в полной мере, став также автором сценария и музыки к фильму.
«Музыка всю жизнь меня сопровождала. Я жил в малом городке, родители не очень понимали то, что дано мне богом. В три года я даже украл у отца пять рублей и купил себе балалайку, такая тяга была», – говорил Тодоровский.
Военная тема – особая в творчестве режиссера. Ей Тодоровский посвятил несколько картин. Он сам видел и знал войну. С 18 лет воевал, освобождал Варшаву и брал Берлин. Дослужился до лейтенанта. Уже после смерти режиссера его жена экранизировала последний сценарий Тодоровского «Встреча на Эльбе». В нем Петр Ефимович рассказывал о том, что пережил сам.
«Я снимаю быстро, я не могу медленно снимать. Я должен быть очень готовым, а потом выплеснуть это все. Это характер. Я не могу: если останавливаюсь, то что-то теряю. А так я вошел, как поезд, который стал набирать скорость, понимаете?» – рассказывал режиссер.
Его поезд шел стремительно, без остановок. Что ни год – новый сценарий или фильм. В главных ролях – исключительно звезды советского кино: Валентин Гафт, Людмила Гурченко, Сергей Шакуров и многие другие. В 1989-м Петр Тодоровский взорвал советский кинематограф своей «Интердевочкой».
«В нашем государстве это явление социальное отсутствует полностью», – говорит героиня фильма о проституции.
До него никто не решался заговорить на эту тему. Тодоровский же подал ее деликатно и вместе с тем пронзительно. Одни называли картину духом перестройки, другие укоряли фронтовика в разврате.
— Мы, которые приехали из Вологды…
— Новгорода.
— Да, Новгорода, Череповца, нам рассчитывать не на кого, крутись, зайчик, как хочешь. Правда никто не спросит, а жрала ли ты…
Свою последнюю работу – драму «Риорита» мастер снял всего за 39 смен – будто торопился оставить еще одно свидетельство о том времени.
«Последняя картина «Риорита» я знала, что будет слишком острой, и пыталась на него давить во время монтажа, чтобы уговорить, может быть, заставить смягчить углы. Там убиваю главного героя, а главный герой – провокатор. Он на это не пошел, не смогла ничего сделать», – говорит продюсер, сценарист Мира Тодоровская.
На съемочной площадке Тодоровский был готов жить – будь то полный метр или маленькая роль. Коллеги всегда удивлялись его работоспособности – и в 40, и в 80 лет.
«Странное стечение обстоятельств для Петра Ефимовича. Замечательный был последний проект, а для меня – первый. Я считаю Петра Ефимовича Тодоровского своим крестным папой в кино. Именно Петр Ефимович дал мне эту дорогу, показал, как нужно, что нужно и зачем это нужно», – отметил актер Яков Шамшин.
Сейчас режиссерскую династию Тодоровских продолжают его сын Валерий. Создатель таких шедевров, как «Стиляги», «Оттепель». И внук, которого тоже зовут Петр Тодоровский.