Родина казачества и бунта: как станица Старочеркасская стала «донской Венецией»? | статьи на bitclass

Дух свободы, смелости и бунта навсегда останется в столице донского казачества – станице Старочеркасской. Как говорят местные жители, а их здесь не более двух тысяч человек, «если вы не видели станицу Старочеркасскую – можете считать, что в Ростовской области вы не видели ничего». Местные остаются в Старочеркасской не из-за нужды, а по зову своего казачьего сердца. Более того, в станицу постоянно приезжают новые жители, которые строят дома в традиционном казачьем стиле. В прошлом это был город Черкасск – столица Войска Донского, которая получила свое название от запорожских казаков. Находится Старочеркасская всего в 30 километрах от Ростова-на-Дону.

Я катаюсь на совсем новых подвесных качелях недалеко от основных достопримечательностей станицы с картиной, купленной в заповеднике, и думаю, как же много в России красивых мест, которые еще не получили своего признания. А ведь именно такие уголки России особенно понравились бы иностранным туристам, если бы среди них популяризировали этнографические туры.

Все основные достопримечательности станицы сегодня являются частью Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. Это крупнейший музей на юге России, который включен в справочники ЮНЕСКО. За это время музей сохранил и отреставрировал уникальные исторические памятники: Войсковой Воскресенский собор с иконостасом середины XVIII века, дворец атаманов Ефремовых, атаманскую кухню, дом торговых казаков Жученковых, дом Кондратия Булавина и церковь Петра и Павла.

Воскресенский собор – одна из основных местных достопримечательностей станицы – был самым первым каменным храмом на Дону. И даже во времена гонений, когда рушили все церкви, белокаменный храм устоял. Считается, что сам Петр I вложил несколько камней в существующий алтарь, а позже прислал своих мастеров, два колокола, книги и церковную утварь. В пол церкви вмонтировали чугунные плиты с надписями, что здесь «усердно молились» русские правители и великие князья. Еще одна реликвия собора – кандалы и тяжелая цепь, которыми был закован Степан Разин, когда его отправили в Москву. Сейчас она замурована в стену храма. Так как же она попала в Старочеркасскую?

Степана Разина взяли в плен на Дону в Кагальницком городке, после этого привезли в Черкасск и заковали в кандалы. Историк Николай Костомаров отмечает, что враги Разина верили, будто только освященная цепь способна удержать сильного казака, поэтому держали Разина в церковном притворе. В Москву Разина отправили под усиленным конвоем и только в двух верстах от столицы перековали, сорвали шелковый кафтан атамана и одели в лохмотья, поставив на помост телеги под виселицу. Каким образом спустя десятилетия после казни атамана кандалы и цепь появились в Воскресенском соборе, доподлинно неизвестно. В 1979 году во время реставрации собора оригинальные кандалы украли, поэтому теперь слева от входа в собор висит их точная копия.

Популярное крылатое выражение «хватил Кондратий» тоже возникло в Старочеркасской. Знаменитый казацкий атаман Кондратий Булавин поднял восстание против Петра I на Дону. Причиной бунта стало требование правительства выдавать сбежавших на Дон беглецов, не желавших нести воинскую повинность, а также запретить казакам торговать солью. Для казачества это означало снижение экономической и военной мощи – торговля приносила хорошие деньги, а беглецы пополняли казачье войско.

В Старочеркасскую отправили князя Юрия Долгорукого, который должен был возвращать беглецов. Однако Долгорукий вел себя слишком вызывающе, Кондратий Булавин устроил засаду и взял в плен князя. После чего в столицу отправили послание – «Князя хватил Кондрашка». В Москве не сразу поняли, о чем идет речь и отправили в станицу гонца. Когда он прибыл на казацкую землю, Долгорукова уже казнили, гонец вернулся в Москву с сообщением, что князь мертв. С того самого времени выражение «хватил Кондратий» стало означать внезапную смерть.

Сегодня в заповеднике можно посетить дом Кондратия Булавина, где он прожил несколько лет и умер. Конечно же, недвижимость атаман не покупал, а просто занял, когда провозгласил себя атаманом Черкасска. Сегодня здесь располагаются музейные экспозиции.

Еще одна достойная внимания туристов достопримечательность – дворец атаманов Ефремовых. Построили его еще в 1761 году, он был родовым поместьем Ефремовых. Их дворянский род был самым богатым и знатным на Дону. Сегодня погулять по двухэтажному дворцу можно в сопровождении экскурсовода, который расскажет об историческом прошлом Черкасска и возникновении донского казачества. Среди экспонатов можно увидеть мраморные солнечные часы XVI века, которые казаки привезли из Константинополя и знаменитые азовские трофеи XVII века. В 2015 году дворец оказался в центре скандала, Министерство имущественных и земельных отношений Ростовской области хотело передать помещение в собственность РПЦ, однако областной суд признал передачу незаконной и музей до сих пор является светской организацией.

А еще в Старочеркасской есть свой майдан – это легендарная площадь, на которой собирались казаки, чтобы принять все важные решения. Сегодня здесь можно увидеть казачьи трофеи – старинные пушки, отбитые под Азовом у турок и коромысло городских азовских весов. На майдане была часовня, а вокруг нее строили землянки. Летом Дон выходил из берегов и добираться от одного дома к другому приходилось на лодках. Когда в станицу приехали генуэзские купцы, они окрестили город «донской Венецией».

Место паломничества верующих – Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Еще в 1831 году потомки казачьего рода Ефремовых обратились к архиерею с просьбой основать церковь во имя иконы Божьей Матери, они пожертвовали почти все свои средства и угодья, чтобы увековечить фамилию рода. Епархия согласилась создать женский монастырь. Он стал очень популярным среди местных жителей благодаря хорошей школе для девочек. В 1924 году советская власть приказала разместить в монастыре детский дом, всех монахинь выгнали, большинство строений были разрушены и разграблены. Храм лишился всех ценностей и внутреннего убранства. И лишь в марте 1994 года начала снова возрождаться монашеская жизнь – власти зарегистрировали Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. С тех пор храм возродили заново, привезли священные реликвии со всего мира. А паломники со всей России приезжают в Старочеркасский монастырь, чтобы помолиться, укрепиться в вере и получить духовную поддержку.

На долю Старочеркасской станицы выпало немало испытаний, но гордые и преданные казачеству жители до сих пор продолжают развивать ее и верят, что-когда-нибудь она обретет было величество.