Поэтому предлагаем узнать родителям о наказании детей и использовать полученную информацию в повседневной жизни правильно. Стоит помнить, что наказания детей в семье должны в полной мере соответствовать тяжести проступка. Не стоит ставить воспитание детей и наказание на одну планку и отождествлять два эти понятия.
Ребенок растет, он может по-разному выражать свои эмоции, не слушаться, бегать и прыгать по квартире, трогать предметы и вещи, запрещенные родителями, плохо вести себя на улице при скоплении большого количества людей и много чего другого, поэтому перед взрослыми рано или поздно встает вопрос о наказании. К наказанию надо подходить индивидуально, так как характер и психологические особенности каждого ребенка также являются индивидуальными. Но как бы то ни было, наказание должно носить педагогический характер, поэтому необходимо соотносить серьезность детского проступка и степень наказания.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ СКРЫТЬ 1 Правила, меры и воздействие наказания на ребенка в семье: вина и правильное поведение после 2 Домашнее наказание детей как мера воздействия на ребенка 3 Строгие физические и телесные наказания детей ремнем: за и против, ответственность и последствия (с видео) 4 Роль наказания в воспитании провинившихся детей
Правила, меры и воздействие наказания на ребенка в семье: вина и правильное поведение после
Правила наказания детей диктует сама природа и стоит к ней прислушаться. Уже в возрасте 8-9-ти месяцев, когда малыш начинает ползать и осваивать мир вокруг себя, несмотря на все меры предосторожности, предпринятые родителями, он может причинить своему здоровью реальный вред. Например, упадет с дивана или кресла, на которые сам взберется. Именно в это время родители начинают использовать в воспитании ребенка первые меры наказания ребенка в семье или «нельзя», которые раньше отсутствовали в жизни малыша. Закономерно возникает ситуация, когда ребенок не воспринимает всевозможные запреты, игнорирует их. Что же делать родителям, когда все способы воздействия на малыша использованы, а он продолжает проявлять упорное непослушание? Чаще всего взрослые прибегают к наказанию, которое преследует две цели: во-первых, они, таким образом, пытаются повлиять на поведение ребенка, а во-вторых, морально оправдать свою агрессию по отношению к малышу. Нужно разграничивать, в каких случаях должен понести наказание ребенок, вина за какие проступки должна быть достаточной для этого.
Правильное наказание ребенка необходимо, поскольку именно оно формирует мировоззрение. В наши дни большинство родителей стараются не прибегать к наказанию как воздействию на ребенка, желая тем самым обеспечить ребенку счастливое детство. Они рассчитывают на то, что малыш будет себя хорошо вести, когда повзрослеет и начнет воспринимать все наставления родителей. Они стремятся меньше огорчать малыша и избегать всяческих конфликтов с ним. В результате это приводит к тому, что взрослые просто идут на поводу у собственного ребенка. Понятно, что малышу при таком типе воспитания значительно спокойнее, ведь обо всем беспокоятся его родители, а ему хватает и своих детских переживаний. Но при этом у ребенка отсутствуют представления о рамках дозволенного, развивается эгоистическое и неуважительное отношение к людям, не возникает умения самоорганизации.
Если ребенок с малых лет не чувствует твердой родительской руки, он не чувствует и заботы о себе. Малыш не может сам совладать со своими желаниями и эмоциями, а взрослые не помогают ему в этом. Чтобы ребенок правильно развивался как физически, так и психически, в его жизни обязательно должны присутствовать правила и ограничения. Обычно ребенок после наказания усваивает на инстинктивном уровне принятые правила.
Домашнее наказание детей как мера воздействия на ребенка
Многие родители запрещают своим детям практически все, даже быстро бегать и разбрасывать игрушки, например. Используя наказание детей дошкольного возраста, они боятся, что без подобных запретов ребенок просто сядет им на шею. Нужно отдавать себе отчет в том, что завышение требований, предъявляемых к ребенку, ориентация воспитания на его полное послушание и нетерпимость к любым проявлениям самостоятельности могут в дальнейшем привести к отклонениям в поведении малыша, а также к реакциям протеста с его стороны. Излишний контроль и требования к ребенку могут быть основаны также и на том, что родителям просто мешает его чрезмерная активность, поэтому прежде чем ругать малыша и злиться на него, нужно вспомнить, что у него существует потребность в познании окружающего мира, а не стремление причинить вред игрушкам, мебели или самим родителям, он не преследует цели сделать что-то назло. Подобное стремление, как и потребность в движении, является естественной для ребенка, это одна из ступеней его развития. Родители должны помнить, что правил и ограничений в жизни малыша не должно быть чересчур много, они должны быть гибкими, иначе он вырастет вялым и малоинициативным.
Зачастую ребенок, разбивая или ломая что-то, просто не осознает последствий своих действий. Наказание, как мера воздействия на ребенка в этом случае не эффективна, объясняя малышу, почему так произошло, родители помогают ему в дальнейшем предусматривать данные последствия. В этом и заключается процесс его познания окружающего мира.
Если малыш роняет на пол чашку, естественно, что она разбивается, но это естественно для взрослых, но никак не для маленького ребенка. Как в данном случае поступает большинство мам? Они начинают ругаться и кричать, дают понять ребенку, насколько он виноват. Чувство вины является довольно сильным наказанием, как для взрослого, так и для ребенка. Если маме очень важна разбитая чашка, нужно просто объяснить малышу, что такие предметы, как тарелки и чашки, довольно хрупкие и от неправильного обращения могут разбиться. А в дальнейшем просто дать вместо стеклянной чашки пластмассовую либо из другого небьющегося материала. Не стоит бояться, что ребенок не поймет объяснений, ведь ждать, пока он вырастет, чтобы все ему детально рассказать, это тоже не вариант. Домашнее наказание детей должно быть применено лишь в том случае, когда малыш сознательно выказывает неповиновение, оно должно следовать сразу же за проступком. Спустя непродолжительное время ребенок забывает, что сделал что-то плохое, и эффекта от такого наказания не будет, оно не станет поучительным, а вызовет лишь обиду наказанного.
Строгие физические и телесные наказания детей ремнем: за и против, ответственность и последствия (с видео)
В некоторых семьях проблемы воспитания решаются с помощью физического наказания. Под физическим воздействием подразумевают не только наказание ребенка ремнем, но также угол, шлепки, которые являются крайне распространенными мерами. Родители, а также бабушки и дедушки довольно часто прибегают к телесным наказаниям детей в качестве дисциплинарного воздействия, борясь с непослушанием, или для того чтобы заставить малыша делать то, что положено. Но дети довольно быстро учатся у взрослых такому способу достижения целей, только они применяют его по отношению к более слабым. Если малыши видят, что такие приемы являются довольно действенными, то начинают использовать насилие все чаще и чаще. Со временем такая привычка у ребенка может перерасти в агрессивность. За и против такого наказания детей выступают как педагоги, так и психиатры.
Нужно понимать, что строгое наказание детей свидетельствует об отсутствии между родителями и детьми любви, уважения и взаимопонимания – вот о чем говорит ситуация, когда взрослые бьют ребенка. Когда все воспитательные воздействия не достигают цели, то родители пользуются правом сильного и наказывают ребенка, несмотря на то, что тот или иной вид наказания уменьшает надежду на возможность контакта между взрослыми и детьми.
Наказание ребенка и его последствия должны быть целенаправленными: зачастую порка или любое другое физическое воздействие не оказывают того воспитательного эффекта, на который рассчитывают родители. Почему? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
Последствия физического наказания детей: ребенок, который испытывает боль и унижение, захочет сделать назло, только теперь уже исподтишка. В данном случае он учится лгать и скрывать проступки до следующего физического наказания. Свою злость и агрессию в ответ на наказание ребенок проявляет в том, что бьет более слабых детей или мучает животных.
Родители должны твердо знать, что чем меньше ребенок, тем больше вероятность того, что в результате постоянных физических наказаний у него могут проявиться задержка физического, психического и речевого развития, неврозы.
Ребенок, подвергающийся наказаниям и не знающий, когда наступит следующее, может ощущать симптомы, обусловленные стрессом, у него возникают тревога, головная боль, простуды, энурез, аллергия и другие психосоматические расстройства. Он всегда насторожен, характерными для него становятся повышенная возбудимость, а также страх перед ожидаемой болью. Ему трудно сосредоточиться на школьных занятиях или играх. Ответственность за наказание ребенка несут оба родителя, вне зависимости от того, кто из них проявляет агрессию.
Посмотрите, как сказывается подобное наказание на детей на видео, иллюстрирующее заторможенность и задержку психического развития у малыша:
Малыши, которых часто бьют, плаксивы, капризны, пассивны, имеют печальный вид, они со временем привыкают к тому, что происходит, начинают бояться взрослых, проявляют чрезмерную уступчивость, у них появляются лживость, склонность к воровству.
Родители должны знать, что малыша нельзя бить по рукам, если он хочет взять или потрогать то, что ему запрещают, ребенок до 2-х лет исследует окружающий мир с помощью рук и даже языка.
Негативные последствия наказания могут быть выражены у малыша и в ночных кошмарах, такие дети стараются лечь спать как можно позже, потому что если днем они еще могут прогнать мысли и воспоминания о физическом воздействии, то ночью они проявляются довольно сильно.
Какие меры наказания нужно применять к ребенку и можно ли жалеть?
Специалисты выделяют два вида наказаний: естественные последствия и условные следствия непослушания. Какие меры наказания нужно применять к ребенку, а от чего стоит категорически отказаться, подскажет сама природа.
Первый вид наказания исходит из самой жизни. Ребенок, прикоснувшись к горячей чашке, уколовшись об иголку, может впервые понять смысл родительских требований (не подходить к горячему или не брать иголки и спицы в руки). Получение подобного опыта, без сомнения, поможет малышу сделать правильные выводы.
Если же действия ребенка не влекут за собой естественных последствий, тогда родители применяют наказание. Оно называется условным следствием непослушания. Разговор с ребенком в данном случае начинается с предупреждения, например: «Если ты не уберешь в комнате, не пойдешь к друзьям». Можно ли жалеть ребенка после наказания, зависит от конкретной ситуации.
Случается и так, что родители наказывают малыша тем, что лишают его необходимого – ужина, прогулки, не разговаривают с ним и др. Это может быть даже не наказание, а просто запугивание: «Если ты не ляжешь спать сейчас же, я скажу папе, чтобы он не покупал тебе конфеты», «Почему ты капризничаешь, я вот сейчас возьму и отдам тебя, такого непослушного, чужому дяде!» Используя такие формулировки, родители даже не подозревают о том, что малыш может поверить их словам и подумать, что мама и вправду может от него отказаться. Таким образом, подрывается доверие ребенка к родителям. А если папа все равно принесет конфеты и такая ситуация повторится не раз и не два, то угрозы просто перестанут действовать, малыш перестанет на них реагировать.
Конечно, избежать наказаний совсем не получится. Но применяя их, следует помнить одно правило: выражать свое недовольство нужно поступком ребенка, но не самим малышом. Лучше в наказание лишить ребенка хорошего, нежели сделать ему плохо.
Опять-таки стоит обратить внимание родителей на то, что ребенок учится на примере взрослых, поэтому наказывать его за то, что не выполняют мама и папа, не очень правильно. Это может вызвать у малыша протест и породить чувство неуважения к родителям.
Психологи в один голос утверждают, что наказание должно соответствовать тяжести проступка. Родители могут просто не хотеть понять своего ребенка, его потребности и желания, мотивы тех или иных действий, поэтому приписывают проступкам несуществующие мотивы, а потом за это отвечает ребенок. В таком случае между взрослыми и детьми возникает так называемый смысловой барьер. Поэтому родителям, которые жалуются на непослушание своих детей, стоит посмотреть на ситуацию со стороны, может быть, они просто сами не делают того, что просят от ребенка, или они непоследовательны в своих требованиях, несправедливы к детям, или предъявляют требования в форме, непонятной последним.
Роль наказания в воспитании провинившихся детей
Роль наказания в воспитании детей заключается в формировании у них правильного представления об окружающей действительности. Но не стоит применять наказание провинившихся детей повсеместно и постоянно.
Приведем некоторые советы по поводу наказания:
Родители должны установить границы дозволенного, а затем требовать их соблюдения. Сначала взрослые должны для себя четко определить, что они разрешают ребенку, а что нет. Малыш, в свою очередь, тоже должен знать эти рамки. Лишь в этом случае наказание будет восприниматься им справедливо. Если ребенок ведет себя неподобающим образом, то отвечать на него стоит уверенно и решительно. Если малыш демонстрирует открытое неповиновение или идет на конфликт, родители должны быть к этому готовы. В противном случае, проявляя мягкость или беспомощность, взрослый лишается авторитета в глазах ребенка. Нужно четко отличать своеволие от безответственности. За непреднамеренный поступок ребенка лучше не наказывать. Если малыш забыл выполнить просьбу родителей или просто ее не понял, наказывать его нежелательно. Безответственность ребенка и злостное непослушание – разные вещи, первая требует более терпеливого отношения взрослых. Когда конфликт исчерпан, надо успокоить малыша и все ему объяснить. Зачастую ребенок тяжело переносит наказание, чувствует себя виноватым, растерянным и покинутым. По истечении срока наказания нужно помириться с малышом, обнять его, сказать, как сильно вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Можно еще раз объяснить, почему он был наказан и как в следующий раз ему лучше поступить. Нельзя требовать от ребенка невозможного. Перед тем как попросить малыша что-то сделать, родители должны четко отдавать себе отчет в том, что он сможет это выполнить. Родители должны в первую очередь в общении с ребенком руководствоваться любовью. Прежде чем наказать малыша, стоит разобраться в ситуации, оставаясь при этом спокойным. В процессе воспитания не избежать ошибок и конфликтов. Но родители в отношениях с детьми в первую очередь должны проявлять любовь, заботу и теплоту.
Несколько таких ситуаций, которые полностью не приемлют наказания как метода влияния или воспитательной меры:
- нельзя наказывать ребенка за естественную познавательную активность; за возрастные и физиологические особенности ребенка (плохую память, неусидчивость, невнимательность, плохой аппетит, не засыпает и др.); за отсутствие опыта поведения в какой-либо жизненной ситуации (ребенок не попросился на горшок, дерется, кусается, при условии, что раньше ему не объяснили, что так поступать нельзя); за проявление естественных чувств (ребенок ревнует к младшему брату или сестре, соответственно обижает их); за неосторожность (ребенок упал на прогулке, испачкался в луже, порвал штанишки, случайно пролил на себя сок или чай).
В заключение необходимо сказать и о том, что нельзя оставлять детские проступки совсем без внимания. Это также вредит детям, как и излишне строгое наказание. Если ребенку не объяснять, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя, он будет усваивать нормы поведения слишком медленно или вообще посчитает, что подобное поведение является нормальным. Родителям надо помнить, что сначала должна идти разъяснительная беседа и только если она не подействовала на ребенка, может следовать наказание.
Маленький ребенок – это, прежде всего личность, но только формирующаяся. Если его оскорблять и унижать, это может через некоторое время обернуться вымещением его недовольства и злобы из-за отношений в семье на других людях, и в первую очередь на самих родителях.