С чего начиналось создание отечественного военного флота и почему мы отсчитываем его историю от эпохи Петра I? | статьи на bitclass

Днем рождения ВМФ принято считать 30 октября 1696 года. В России эта дата отмечается как профессиональный праздник – День моряка-надводника. В этот день 326 лет назад Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России. «Морским судам быть» – формулировка этого знаменитого постановления известна сейчас всем.

Смотрите в воскресенье, 19 июня, в 10:10 сериал «Россия молодая» на телеканале «МИР». Это фильм о подвиге русских людей, спасших Архангельск, где строился русский флот, от шведов в конце XVII – начале XVIII века.

Морские победы допетровских эпох

Конечно, это не значит, что до Петра I русские не имели вовсе никакого флота. Наоборот, список русских побед на море довольно внушителен.

Kushevsky/Википедия

Первые сохранившиеся в летописях упоминания о морских экспедициях Руси относятся к 860-м году, когда был совершен крупный морской поход русов на Константинополь. Поводом послужили нападения на рыбаков и обиды, нанесенные русским купцам в Константинополе. Источники свидетельствуют, что русские воины на 360 лодьях проникли в Босфор, высадились на берег и в течение недели осаждали столицу Византии. В результате император Михаил III вступил в переговоры с русами, заплатил им немалый выкуп золотом и заключил мирный договор.

Победоносные морские походы русских совершались в разные века, и не только в Черном море. Так, в 1187 году новгородцы предприняли морской поход, известный как взятие Сигтуны. Для защиты русских земель от шведских набегов они переплыли на судах Балтийское море, высадились на шведском побережье и захватили Сигтуну – город, на месте которого впоследствии был основан Стокгольм.

Далее список побед русских воинов на море обширен – от освобождения Новгородско-Псковскими войсками крепости Орешек, захваченной в 1348 году войсками шведского короля Магнуса, до морского боя со шведами у острова Котлин в 1656 году.

Однако именно при Петре I военное кораблестроение стало делом регулярным, государственным, и Россия начала приобретать устойчивые позиции на всех морях, омывающих ее.

Корабль «Орел» и потешная флотилия Петра

До Петра специальных военных кораблей у России не было – при необходимости для военных целей использовались различные парусно-гребные торговые суда. Исключением стал только военный корабль «Орел», построенный в 1668 году по указу государя Алексея Михайловича на судоверфи в селе Дединово на Оке. В 1669 году «Орел» был переправлен в Астрахань для охраны русских торговых судов на Каспийском море, но по прямому назначению так и не применялся. Менее чем через год, в 1670 году он был захвачен восставшими крестьянами и казаками под предводительством Степана Разина. Те, отбив корабль, перегнали его в один из протоков Волги и бросили там.

Юного Петра идея постройки военного флота захватила еще до того, как он взошел на престол. По его повелению на Плещеевом озере у Переславля-Залесского была выстроена так называемая «потешная флотилия»: два фрегата и три яхты, строительством которых руководил голландский кораблестроитель Карстен Брант. В мае 1692-го на этих кораблях под командованием Петра I были проведены первые в истории российского государства флотские военные учения с высадкой десанта.

Потешная флотилия стала прообразом русского флота. Однако этих кораблей было недостаточно. В то время почти все соперничающие с Россией державы уже обзавелись масштабными военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы сравняться с ними на море. После визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их сам и впервые ходил по Белому морю, вопрос о создании российского военно-морского флота был решен.

«Петр Первый управляет парусным ботиком», Алексей Кившенко

От парусников до атомных подводных лодок

Непосредственным толчком к строительству регулярного военного флота стала неудачная попытка забрать у турок крепость Азов весной-осенью 1695 года. Турки получали воду и провизию со стороны моря, и могли держаться сколько угодно.

«На реке Воронеже, под городом Воронежем, была устроена верфь для судов, – писал русский историк Сергей Платонов (учитель детей Николая II). – Шли работы и в самой Москве, и в других городах: везде готовили части судов и снасти. Весною в Воронеже был готов «морской караван» в 30 военных судов и собраны сотни речных стругов и плотов. Флотская рать явилась к лету 1696 года под Азовом и, окружив его, крепко осадила и скоро взяла. Это был громадный успех».

На этом Петр I не остановился. Военные суда начали строить не только в Воронеже, но и в Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. В 1697-1698 годах царь посетил Европу и лично участвовал в строительстве корабля для российского флота. В процессе его создания русские корабелы целенаправленно обучились всем тонкостям строительства боевых кораблей, и скоро Россия своими силами могла создавать суда всех известных тогда типов.

Были созданы сперва Азовский и Балтийский флоты, а вслед за ними – Тихоокеанский, Северный, Черноморский флоты и Каспийская флотилия.

За три века отечественные военные моряки вписали в историю не одну славную страницу. Адмиралы Василий Чичагов, Федор Ушаков, Дмитрий Сенявин, Павел Нахимов и многие другие великие флотоводцы России приумножили славу отечественного флота.

До Первой мировой войны флот состоял из надводных кораблей. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия), которые существовали с начала XVIII века, в состав флота не входили. В 1906 году по указу императора Николая II стал развиваться подводный флот. Двадцать подводных лодок-миноносцев успешно выполняли погружения с 1902 по 1905 годы.

Подводная лодка Нарвал в Южной бухте Севастополя

Окончательно ВМФ, как стратегическое объединение, сформировался к середине 1930-х годов. В его состав вошли надводный и подводный флот, а также морская авиация, береговая оборона и части противовоздушной обороны.

Военно-морской флот и сейчас стоит на страже безопасности нашей страны. К его 325-летию Россия подходит с мощной корабельной базой, которая все время пополняется. Программа военного кораблестроения является частью Государственной программы вооружения России.

В составе ВМФ в наши дни – современная и надежная боевая техника, в том числе мощные ракетные крейсеры, десантные корабли, атомные подводные лодки и самолеты морской авиации. В последнее время основной упор делается на оснащении флота новыми видами ракетного оружия, а также на применении беспилотных и роботизированных систем.