Само совершенство: актрисе Наталье Андрейченко исполняется 65 лет | статьи на bitclass

3 мая исполняется 65 лет звезде отечественного кино, заслуженной артистке РСФСР Наталье Андрейченко. Популярность ей принесли роли в фильмах «Мэри Поппинс, до свидания», «Военно-полевой роман» и «Леди Макбет Мценского уезда».

Ее жизнь похожа на сюжет голливудского фильма: головокружительный кинематографический успех в юности, блестящие роли, два мужа, каждый из которых – легенда. А еще – слежка КГБ, жизнь на три страны, клиническая смерть, увлечение духовными практиками и путешествия по всему миру. «Я как всегда живу в полетах под зонтиком Мэри Поппинс», – сказала она в одном из своих интервью.

Балет на школьной сцене, аккордеон и плавание

Наталья Андрейченко родилась 3 мая 1956 года в Москве, в семье, далекой от театра и кино. Ее отец Эдуард Станиславович был родом из Белоруссии, откуда еще школьником он приехал с родителями и старшим братом и поселился в подмосковном Долгопрудном. Мать же Лидия Васильевна происходила из коренной московской семьи, до революции – купеческой. Отец трудился на авиационном заводе и был просто без ума от своей дочки. Именно он всерьез занимался ее воспитанием и с ранних лет старался привить ей любовь к спорту. Мать работала в Министерстве просвещения и часто уезжала в командировки, не сомневаясь, что ее муж отлично справится с заботами о девочке.

Отец Наташи вспоминал: «У нее все легко получалось. На коньки встала – и сразу поехала. С шести лет хорошо плавала. Была очень самостоятельной».

Девочка хорошо училась, была активисткой, окончила музыкальную школу по классу аккордеона. В средней школе она увлеклась балетом и даже пыталась поставить настоящий «взрослый» балет на самодеятельной школьной сцене. В старшей ее главным увлечением стала литература. Наташа стала готовиться к поступлению на филологический факультет МГУ и даже ездила три раза в неделю в университет на подготовительные курсы. Но в конце 10-го класса в «Комсомольской правде» она прочла статью Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой, которые всего за год до этого стали руководителями совместной актерской мастерской во ВГИКе. Статья с говорящим названием «Ищем таланты!» перевернула все планы девушки: юная Наталья Андрейченко решила стать актрисой.

Ее родители были в растерянности. Мама огорчалась, пыталась отговорить дочку, но отец как всегда был готов поддерживать Наташу во всем: пусть, мол, попробует.

«И в этот момент я понимаю, что я и есть та самая мартышка»

Первый опыт поступления оказался неудачным. Она пришла в Щепкинское училище, посмотрела на модных и взрослых абитуриенток и решила, что ей, серой мышке, ничего не светит. Решительность всегда была ее чертой, но тут она сыграла с девушкой злую шутку. Андрейченко рассказывала потом в своих интервью:

«Я беру и сама наклеиваю платформу на свои босоножки – сантиметров так на семь, надеваю брезентовую юбку со шнуровкой впереди, короткую майку, совершенно безвкусные полосатые носки. На голове у меня был полный бардак – прическа а-ля Анджела Дэвис! И вот, стою я перед комиссией, топаю ножками и декламирую басню Крылова: «Мартышка, в зеркале увидев образ свой»… И в этот момент я понимаю, что я и есть та самая мартышка! До меня доходит, что все это просто катастрофа и уродство! И, конечно же, мне сказали: «Спасибо, девушка, вы свободны!». Я не просто провалилась, а провалилась с треском! Но, приехав домой и успокоившись немного, я залезла под душ, вымыла волосы и через три дня предстала пред комиссией во главе с Сергеем Бондарчуком: абсолютно без грима, со своей родной косой ниже пояса, в нормальном голубом платье и в туфельках на небольших каблучках. И так я прошла и первый, и второй, и третий тур».

Училась Наталья Андрейченко во ВГИКе, и на втором курсе уже дебютировала в кино, в фильмах «От зари до зари» и «Колыбельная для мужчин», в которых ей достались эпизодические роли.

Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»

«Я начал нести ахинею»: знакомство с Андреем Кончаловским

Первым крупным актерским успехом Натальи Андрейченко стала роль в киноэпопее «Сибириада» режиссера Андрея Кончаловского, которая вышла на экраны в 1979 году и была отмечена специальным призом жюри на кинофестивале в Каннах.

Сам режиссер вспоминал, что, когда он в 1976 году познакомился с 20-летней Натальей, она ему очень понравилась. Он как раз готовился к съемкам «Сибириады» и попросил порекомендовать ему талантливых ВГИКовских ребят. В качестве ассистента ему посоветовали студента режиссерского курса Александра Панкратова.

«Саша был дамский угодник, большой ходок по барышням, – рассказывал позже Кончаловский. – Знал весь актерский молодняк в Москве, включая всех абитуриенток. Я озадачил его просьбой найти молодую актрису на роль Насти. Чтобы внешне она была сибирская, ядреная, кровь с молоком. Саша привел ко мне домой (я тогда болел) Наташу Андрейченко: высокая, статная, круглая, вся, как яблоко, крепкая – укусить невозможно. Она мне понравилась, я начал нести какую-то ахинею, мы тут же решили выпить водки. Она стояла, готовила яичницу; я смотрел на ее икры, плотные, сбитые, и сразу понял: она – настоящая и наверняка сможет сыграть Настю».

Андрей Кончаловский даже начал ухаживать за молодой актрисой, у них случился мимолетный роман, который, впрочем, быстро завершился.

Не многие знают, что во время съемок «Сибириады» Наталья Андрейченко пережила клиническую смерть. Дело в том, что у молодой и прекрасной женщины в этот момент обнаружилась алкогольная зависимость. Наталья начала пропускать репетиции, могла по несколько дней не приходить на съемки. Режиссер Андрей Кончаловский предлагал принудительное лечение.

Вскоре Наталья сама решила вылечиться – раз и навсегда. Удалось достать для нее редкое зарубежное лекарство, однако организм среагировал на него нестандартно, и Андрейченко пережила клиническую смерть. Ее удалось реанимировать лишь с помощью электрошока. Причем актриса за несколько минут пережила удивительный опыт, который помнила потом всю жизнь. Она рассказывала, что могла в этот момент оказаться в любом месте, причем ей совсем не хотелось возвращаться в свое тело.

От романа с Максимом Дунаевским до «Военно-полевого романа»

После «Сибириады» актриса стала очень востребованной. Только за три года (с 1979 по 1982 год) она снялась в 10 фильмах. В этот же период благополучно сложилась и ее личная жизнь: она вышла замуж за знаменитого композитора Максима Дунаевского.

Вот как он сам рассказывал об этом: «Мы с Наташей познакомились в 1981 году на съемках фильма. Ей было 25, мне – 37. Поздней ночью после съемки встретились в буфете. Посмотрели друг на друга, и я пригласил ее в номер (у меня всегда номер с роялем), где всю ночь играл ей свои сочинения. Тогда уже вышли на экран «Три мушкетера», «Карнавал». Наташа была очень удивлена, что все это написано мной. И вот так, не переставая удивляться, вначале влюбилась в меня, а потом вышла замуж. Мы были не только мужем и женой, но и очень хорошими друзьями, и творческим дуэтом».

Именно Максим Дунаевский помог Наталье Андрейченко получить роль Мэри Поппинс. Дело было так: сперва в этой роли начала сниматься Анастасия Вертинская. Успели снять несколько сцен с ней, когда актриса вдруг отказалась от роли. Это была катастрофа. Съемочная группа в сборе, но как продолжать съемки без главной героини? И тут Максим Дунаевский предложил режиссеру Леониду Квинихидзе: «А посмотри мою Наташу». Они на тот период уже встречались.

«Я был с Наташей знаком, – рассказывал Квинихидзе. – Настоящая русская красавица, пышная, круглолицая. Я не мог даже представить себе ее в роли Мэри! Не знаю как, но Наташе удалось за две недели похудеть – и она стала другим человеком. Очень хотела сыграть Мэри!».

Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»

В результате Наталье Андрейченко досталась эта звездная роль. Пригодился и школьный балетный навык: пусть пела в этом фильме актриса не сама, зато сама танцевала. Мэри Поппинс стала, пожалуй, самой известной из ее ролей. И хотя у актрисы много других ярких работ, но зрители все равно помнят ее в первую очередь именно как Мэри Поппинс.

В ноябре 1982 года у Натальи Андрейченко и Максима Дунаевского родился сын, которого назвали Дмитрием. А всего через пару месяцев после родов молодая мама вновь получила предложение сниматься в кино.

В фильме «Военно-полевой роман» в роли фронтовой королевы Любы режиссер Петр Тодоровский видел только Наталью Андрейченко. Однако Максим Дунаевский был категорически против: его жена только недавно родила ребенка, и композитор не хотел, чтобы она так быстро возвращалась к работе. Тодоровский начал искать замену актрисе, рассматривал среди прочих кандидатуры Анастасии Вертинской и Татьяны Догилевой. Но ни одна из них его не устраивала. Однажды он наудачу позвонил Наталье Андрейченко еще раз, и она вдруг согласилась: ей-то сценарий очень нравился. А вот роль домохозяйки не нравилась совсем. Да и внутри их пары с Дунаевским, видимо, уже начало назревать взаимное недовольство. Так или иначе, актриса решила пойти наперекор воле мужа. И эта роль стала одной из лучших в ее карьере.

Как актриса потеряла звездную роль, но обрела мужа-миллионера

Еще через два года режиссер Игорь Масленников предложил Наталье Андрейченко главную роль в фильме «Зимняя вишня». Она уже дала согласие, но тут ей пришло новое предложение: сыграть жену Петра Первого Елизавету Лопухину в американском телесериале «Петр Великий» (Peter the Great), съемки которого проходили в СССР. Роль была не такая большая, но перспектива впервые сыграть в западном кино очень привлекала актрису – такого опыта почти ни у кого из отечественных актеров еще не было.

Сперва Андрейченко пыталась уговорить Игоря Масленникова запланировать съемки «Зимней вишни» так, чтобы она успела сняться параллельно в двух фильмах. Но режиссер был непреклонен. Максим Дунаевский также не понимал ее каприза и советовал выбрать «Зимнюю вишню»: сценарий был очень многообещающим.

Актриса Театра им. Ермоловой Наталья Архангельская – подруга Андрейченко – сказала ей прямо: «Ты дура, что ли? «Петр Великий» – это многобюджетное американское кино. Тут и думать нечего – снимайся у них!». В итоге Наталья Андрейченко отказалась от прекрасной роли в «Зимней вишне» и сыграла жену Петра Великого в американском фильме.

Казалось бы, ошибка, блажь? Но на деле это стало поворотным моментом в ее судьбе, потому что на съемках этого фильма она влюбилась в звезду мирового кинематографа, американского актера с австрийскими корнями Максимилиана Шелла, миллионера и убежденного холостяка. К тому времени он уже был знаменитостью, обладателем премии «Оскар», но в свои 53 года так ни разу и не был женат. Вот как говорила о нем в одном из своих интервью сама Наталья Андрейченко:

«Максимилиан Шелл был гением, одним из лучших в мире актеров, режиссеров, продюсеров и сценаристов, его фильмам нет цены! И, конечно, до нашей встречи он был главным холостяком планеты. Многие звезды были влюблены в него, с ним несколько лет прожила одна из красивейших женщин планеты королева Ирана Сорайя, хотя они и не были женаты».

Роман Шелла с русской красавицей завязался не сразу. Первый раз она увидела его, когда приехала на одну из съемок «Петра Великого» в Суздаль. Была золотая осень: желтые деревья, лошади, огромное поле, царь Петр.

«Я его увидела издалека и подумала: «Ой, какой интересный мужчина! Нужно с ним познакомиться, все-таки я играю его жену», – рассказывала актриса. – Я набралась смелости, подошла к нему и сказала по-английски: «Я очень зла на тебя. Ты почему сослал меня в монастырь?» Он, конечно, ничего не понял: кто эта женщина, о чем она говорит? Но внимание на меня обратил и сразу пригласил меня на ужин».

Переводчика найти не удалось, и они пошли ужинать вдвоем. Вот тогда Наталья Андрейченко очень пожалела, что не слушала режиссера фильма Лэрри Шиллера и не учила английский язык. Общаться им пришлось посредством рисунков на матерчатых салфетках. Потом он подарил ей маленький оксфордский словарь, который всегда лежал рядом. Шелл то приезжал в Союз, то уезжал, но когда бывал на съемках, то все вечера проводил со своей русской красавицей. Она его буквально завораживала своей лучистой улыбкой.

Скоро завязался роман, который был для Натальи Андрейченко очень рискованным. И не только потому, что она все еще была замужем. Гораздо важнее было то, что в годы холодной войны связь с американцем рассматривалась почти как измена Родине.

Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»

В Москве за парой постоянно следили сотрудники госбезопасности: и в гостинице, и на улице, и в ресторанах. А однажды, когда Шелл специально прилетел в Москву отпраздновать 28-летие любимой, ее выгнали из его гостиничного номера. Ровно в 23 часа на пороге возникла администратор, которая объявила, что гости могут находиться в номере только до этого времени и попросила покинуть помещение. Они ушли из номера вдвоем и всю ночь ходили по улицам, сопровождаемые суровой охраной в штатском, которая следовала поодаль, но не отставала.

Все это, конечно, действовало на нервы обоим. После того, как бдительные стражи из органов несколько раз не дали им остаться наедине, Максимилиан Шелл решил увезти возлюбленную из страны. Но для этого оставалось только жениться на ней.

Наталья Андрейченко развелась наконец с Дунаевским, с которым не жила вместе уже некоторое время. Свадьба в Максимилианом Шеллом была назначена, но он не приехал. Появился через полмесяца, был как в бреду. «Я не готов, я холостяк, я боюсь брака больше всего на свете», – говорил он. Наталья Андрейченко была тверда: она перестала видеться с ним и даже брать телефонную трубку. Наконец, спустя три месяца, он все же приехал в Москву, полный решимости связать себя узами брака. Они поженились в 1985 году: это был странный междугородний гостевой брак. После свадьбы они не виделись полгода, поскольку каждый из них был занят на съемках.

Все думали, что Андрейченко уедет за границу к мужу. Но у актрисы были другие планы. Она написала письмо на имя Егора Лигачева, одного из партийных лидеров, в котором просила помочь ей с постоянными визами в три страны – Германию, Австрию и Швейцарию, где есть дома у ее мужа. Она сообщила, что намерена работать в СССР постоянно, а к мужу будет ездить в гости. Ей пошли навстречу и целых пять лет эта пара прожила вот так, между странами, встречаясь лишь изредка.

Жизнь как мировое турне и духовные практики

В 1989 году у них родилась дочь Настя. Причем одну из своих самых ярких ролей в фильме «Леди Макбет Мценского уезда» Наталья Андрейченко сыграла уже беременной. При этом съемки эпизодов, когда ее героиня бросается на соперницу и увлекает ее в ледяную воду, шли, когда актриса была на седьмом месяце беременности. И никто кроме режиссера ничего не знал. Когда оператор узнал об этом, он чуть не поседел. За роль Катерины Измайловой в этом фильме актриса была номинирована на кинопремию «Ника» в категории «Лучшая женская роль».

В 1992 году актриса снялась в сериале Сергея Бондарчука «Тихий Дон» в роли Дарьи, затем в 90-е годы в нескольких голливудских фильмах: «Свечи во мраке», «Маленькая Одесса», «Современные вампиры», а также в сериале «Доктор Куин – женщина-врач». В конце 1990-х она основала РУФИС – Русский благотворительный фонд исследования СПИДа.
С Максимилианом Шеллом Наталья Андрейченко прожила почти 16 лет, первые пять из которых она работала в Москве, а потом в Америке. В 2000-х она вновь стала сниматься в России, на ее счету около десятка фильмов, также в этот период актриса увлеклась политикой.

Жизнь этой удивительной актрисы и сейчас похожа на мировое турне. Она живет там, где в данный момент ей интереснее всего работать. Или там, куда ее влекут другие интересы.

Около 10 лет назад Андрейченко увлеклась духовными практиками. Еще через два года она переехала в Мексику, где изредка снимается в сериалах и занимается йогой. Андрейченко даже отказалась от вареной пищи и практикует сыроедение, а также периодически голодание, позволяя себе пить только воду. Она открыла духовный центр, куда приезжают ее друзья и ученики. Но и от съемок актриса также не отказывается, хотя изредка позволяет себе просто исчезнуть для всего мира, и тогда некоторое время никто не может отыскать ее.

Фото: ТАСС