Самодельный токарный станок по дереву с клиноременной передачей

Всегда хотелось такую штуку. Токарный станок по металлу, это все же, нечто более утилитарное, а с деревом… тоже конечно бывают варианты, но все таки, это приспособление для изготовления чего-то этакого, декоративно-художественного. Когда мы поселились в Пермском крае, в деревне, собрал себе этот агрегат. Хвастаюсь.

Иннокентий глядит на токарный станок,
Восхищенный вращеньем детали.
Искрометная стружка летит между ног,
Раздается визжание стали.

«Иннокентий на заводе» БГ

Мне повезло, знакомый пустил поработать в свой отапливаемый гараж (а дело было зимой) и обещал помочь со сваркой. В гараже был школьный токарный станок для железок и сверлилка. Портреты героев ниже.

По соседству располагалась строительная база торгующая, в том числе металлопрокатом. Прежде всего, изучив ассортимент железок, засел за изучение аналогов и эскизное проектирование. Пришлось повозиться, некоторые части и даже узлы притерпели небольшие изменения в процессе изготовления, но так происходит в любом производстве – сборка по «вылизанным» чертежам, удел серий.

Что было использовано.

Инструменты.
Набор слесарного инструмента, инструменты для нарезания резьбы, очень облегчил дело электроинструмент – дрель, отрезная машинка. Пользовался небольшим (школьным) токарным станком по металлу, несколько больших деталей пришлось точить на стороне – не влезали в патрон. Сварочный аппарат с принадлежностями. Паяльник средней мощности с принадлежностями и набор инструмента для электромонтажа, часто приходилось «прозванивать» цепи — не обойтись без пробника или мультиметра. Ручной инструмент по дереву. Пользовался термоклеем.

Материалы.
Использовался стандартный металлопрокат, резьбовые шпильки, метизы. Был приобретен электромотор. Подшипниковые опоры с валом и еще кое-какие железки из металлолома. Немного войлока для сальников. Листовой текстолит. Подшипники. Фанера для электрических коробок. Элементы электрики для пуска мотора, провода, кабели. Герметик. Немного оцинкованной стали для крепежа кабелей при прокладке по элементам конструкции. Лако-красочные материалы, кисти, ветошь. Лампа для местной подсветки.

Был найден и приобретен подходящий электромотор. Мне повезло – мотор достался старинный, но в заводской смазке, с хранения. 1кВт, 800 об/мин. Почтенный возраст двигателя – тоже хорошо, в «те» времена значительно меньше экономили на стали и меди, габариты мотора это вполне подтверждают. К относительной тихоходности стремился. Приятнее работать без опаски, а чистую поверхность, получать не большими оборотами, а правильной техникой точения. Обороты двигателя можно переключать, перекидывая ремень клиноременной передачи.

Предусмотрено три его положения – обороты шпинделя равны оборотам двигателя, больше и меньше в полтора раза. Практика показала, что для обычных работ этого вполне достаточно. Существенное снижение оборотов нужно только при «оболванивании» очень крупных заготовок, размером с хороший пень. Но такое замедление делается обычно дополнительным шкивом и ремнем. Возможно, придется в будущем их установить.

Раму, хотелось, сделать по возможности более массивную – сталкивался с подобными легкими агрегатами, ничего утешительного. Магазин с прокатом был совсем рядом с местом сборки, так что обошлось без наемных перевозок и такелажных работ. Два кусочка мощной двутавровой балки, из которой сделано основание станка, привез просто на саночках. Остальное и того проще.

Вот на фото рама станка и кое-какие элементы и заготовки помельче. Этакий «снаряд» с железками вокруг, это потенциальная задняя бабка. Сделана, по простейшей схеме из стандартной «магазинской» шпильки с метрической резьбой. Вкручивается в две соответствующие гайки в торцах «снаряда», фиксируется законтриванием еще одной гайкой снаружи с ручкой-маховичком.

Кверху лапами, монтировал натяжитель ремня. Это вон та шпилька на шарнире, торчащая в овальном отверстии. Сверху располагается электромотор на поворотной платформе, шпилька будет эту платформу тянуть за краешек.

Шарнирчик чуть крупнее. Гайка на конце шпильки – для удобства сверления отверстия.

Передняя бабка. Ответственный и пожалуй, самый точный узел станка. Мне пришлось делать из металлолома — нашелся чуток погнутый вал в двух подшипниковых опорах. Похоже, от какого-то комбайна. Узел отмыл-отчистил, вал худо-бедно выровнял, все переделал на конические подшипники, а поскольку они требуют осевого натяжения, потребовался еще ряд вспомогательных деталей и их подгонка. Но осилил.

Сальники-пыльники. Деревянная пыль, куда как более неприятней металлической, ибо, в отличии от первой, значительно легче и ее заносит в самые удаленные уголки механизма. Защите от пыли здесь нужно уделять особое внимание, особенно там, где подшипники и смазка. Вариант первый. Вполне работоспособен, но был отвергнут из эстетических соображений.

Вариант второй, текущий. Само уплотнение, выполнено из плотного войлока пропитанного смазкой, поверхность вала под ним отшлифована.

Блок шкивов. У знакомого нашлось некоторое количество больших шестерён, почему-то из текстолита на металлической втулке. Вот это из них, выкроил, склеил, обточил.

Включение трехфазного электродвигателя в однофазную сеть – хрестоматийное, «конденсаторный пуск».

Емкость конденсаторов С1, С2, рассчитываются по известным формулам, в зависимости от данных мотора, у меня получились 100мкФ и 150мкФ.

Заготовка электрического шкафчика. Из фанеры и деревяшек.

Заготовка пультика. Из того-же.

Тесновато, посему, монтаж требуется продумывать довольно тщательно, по шагам, иначе, потом можно до чего-нибудь не добраться.

О. Виктория! Все сложилось.

Кстати, тумблер это для света.

Электрический шкафчик в процессе монтажа. Трансформатор это для галогеновой лампочки «местного освещения», конденсаторы для работы трехфазного мотора от однофазной сети, см. схему. В деревне есть и трехфазная сеть, но фазы здесь частенько с «перекосом» и обрываются, можно недосмотреть, что грозит перемоткой электродвигателя. Нужна громоздкая защита. Опять же, мощности при текущем включении и так хватает.

Окошечко для автомата. Так, чтобы его можно было включать-выключать не снимая передней стенки шкафчика. Ну и просто видеть в каком он положении.

Притупил острые кромки шлифмашинкой и волшебным напильником, прошелся проволочной щеткой а потом шкуркой по заржавленным местам, протер бензином, в два слоя покрасил зеленой эмалью ПФ-115. После сушки, занялся установкой и разводкой электрики.

Вот кстати, почему пришлось делать свой шкафчик для электричества — чтобы элегантно помещался в желоб двутавра.

Сборка механической части – сборка после покраски и установка передней бабки, установка мотора, его электрическое подключение.

А вот чего забыл — кронштейн для лампы! Это мой практически первый опыт сварки – основные сварочные работы мне знакомый помогал, потом ему стало скучно со мной возиться, пришлось осваивать «это дело» самостоятельно.
Лампа галогеновая – из поломанной настольной. 12В. Трансформатор в электрошкафчике рядом. Применять энергосберегающие лампы, в данном случае не следует – при вращении детали под таким освещением может возникнуть стробоскопический эффект, вращающиеся части выглядят неподвижными, это может быть причиной травм, чего не хотелось бы.

Как там пишут в технологическом процессе… «после доработки восстановить лакокрасочное покрытие»

Э-э, второй опыт в сварочном деле… Изготовление подручника. Сразу двух. Из того же стандартного проката.

Вот где то так. Примерка. Следует сказать, что подручник оказался не самым удачным – вертикальная разрезанная трубочка закреплена не слишком надежно и резец при точении вибрирует на краях подручника. Но терпимо. Все не доберусь несколько укрепить – вварить парочку раскосов.

Задумчиво… если покрасить, то не так уж и страшно.

Почти в сборе, последние штрихи — настройка точной соосности упора задней бабки и шпинделя передней, плоскостей вращения шкивов, еще чего по мелочам, словом — тонкая настройка и оптимизация. Применительно к моменту, очаровательно смотрится, попавшая в кадр кувалда, на полу возле лестницы.

Как говорил Юрий Алексеевич — поехали! Вон уже целое корыто замечательных стружек наточил, не зря, не зря делал!

Первые опыты — подставочка для благовоний-пирамидок (к слову, тоже самодельных).

М-м-м… Белые?

Несколько лет спустя, когда сделал шлифовальный круг на вал станка подтачивать резцы, возникла необходимость в обратном вращении шпинделя. Сделал небольшую доработку электрической части станка, благо, для данного включения, заставить мотор вращаться обратно – пара пустяков.

Кроме безопасной заточки, возможность обратного вращения заготовки, повысила качество шлифовки готовых деталей, особенно при поперечном точении (тарелки, подошвы подсвечников и т.п.).

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Источник: usamodelkina.ru