Шик по-советски: какими были салоны красоты в СССР? | статьи на bitclass

Сделать сногсшибательную прическу: всю в локонах или с огромным начесом на голове, стать похожей на голливудскую кинозвезду и ощутить себя хоть немного ближе к красивой экранной жизни. В СССР воплотить в жизнь мечту о красоте предлагали обычные парикмахерские. Причем их услуги стоили совсем недорого.

А какими на самом деле были парикмахерские в СССР? Действительно ли там можно было и преобразиться, и остаться без волос – кому как повезет? И правда ли, что парикмахерские в то время были своеобразными клубами, где обменивались новостями, сплетнями и даже интимными секретами?

«Сассон» за рубль шестьдесят и автомат с одеколоном

Салонов красоты в современном понимании в СССР не существовало. Постричься и покрасить волосы, сделать прическу можно было в парикмахерских. Там же иногда работали мастера маникюра и педикюра, но не во всех. Советские женщины в большинстве своем приводили руки в порядок и покрывали ногти лаком сами, как сумеют. А в маникюрный кабинет ходили по случаю больших праздников, несколько раз в год.

Параллельно с парикмахерскими существовали косметические кабинеты. Там работали косметологи, которые также могли покрасить ресницы, брови и сделать макияж. Чаще всего косметические кабинеты соседствовали с парикмахерскими, а иногда делили с ними одно помещение.

Вот что рассказала в интервью корреспонденту «МИР 24» владелица сети профессиональных студий маникюра «PR NAIL BAR» Карина Антонова: «Это сегодня салоны красоты отличаются интерьерами, цветовыми решениями, дизайнерским оформлением, а раньше все парикмахерские были «под копирку». Светлое помещение с окном, трюмо с зеркалом, кресла для посетителей, накидки, расческа и ножницы. Особым шиком считались картины или фотографии с эффектными прическами, которые красовались на стенах. Уникальным изобретением советских лет был автомат, который орошал мужчин одеколоном».

Эти парфюмерные автоматы заслуживают отдельного рассказа. Их устанавливали у выхода из парикмахерских, обычно на улице. Они представляли собой деревянные ящики размером с телефон-автомат, с зеркалом и прорезью для монетки.

Бросив 15 копеек, вы могли сначала услышать громкую работу компрессора, а затем наружу под давлением выходило ароматное облако одеколона, порция которого составляла целых 5 мл. Автомат распылял парфюм в течение двух секунд и «от всей души»: все лицо клиента становилось мокрым от одеколона.

После этого человека надо было некоторое время проветривать, поскольку он передвигался, как ходячая реклама парфюма. Заправлены автоматы были разными одеколонами, обычно это были «Шипр», «Полет» или «Красная Москва».

Начиная с 60-х годов парикмахерские были уже оснащены и длинным рядом сушуаров, под «колпаками» которых женщины смирно просиживали долгое время, перелистывая журналы «Работница» и «Крестьянка». Бигуди и сушуары тогда были основным инструментом парикмахеров, ведь модные прически чаще всего предполагали завивку локонов. В арсенале у маникюрш были ванночка для распаривания рук, небольшие ножницы, пилки, щипчики для удаления заусенцев и лаки.

Цены на парикмахерские услуги в СССР устанавливались государством и были одинаковыми и в маленькой парикмахерской на окраине, и в престижном салоне в центре Москвы. Для примера модная женская стрижка «Сассон» обходилась в 1 рубль 60 копеек, накручивание волос на бигуди и сушка волос стоила 80 копеек, а популярная химическая завивка волос с последующей стрижкой стоила дороже всего: целых 4 рубля 60 копеек.

Почему поход в парикмахерскую был сопряжен с риском

Химикаты для работы поставлялись централизованно. Но их не хватало, и мастера часто пользовались «народными средствами». Для фиксации завивки использовали пиво и сладкую воду. Но больше всего «химичили» с красками. Самыми доступными красителями в СССР были хна и басма. Поэтому так много было женщин с рыжими или черными волосами.

Чтобы получить другие оттенки, некоторые парикмахеры готовили краски дома: варили их в кастрюльках и приносили потом на работу. Например, многие мастера готовили краски на основе урзола (это вещество, которое до сих пор используется для окраски кожи и меха). Разные смеси на основе урзола дают различные цвета: от черного и коричневого до пепельного и голубого.

Парикмахеры добавляли в свои красители также кору крушины, отвар скорлупы грецкого ореха и другие растительные ингредиенты. У многих мастеров были собственные секретные рецепты красок, тайну которых они тщательно оберегали.

Тысячи женщины в СССР хотели стать блондинками: сияющие светлые волосы благодаря Мэрилин Монро вошли в моду еще с 50-х годов XX века. Чтобы осветлить волосы в СССР использовали перекись водорода. Получался довольно неестественный по современным меркам цвет, но модниц это не смущало.

Перекись водорода и средство для химической завивки сильно портили волосы. Стоило чуть-чуть передержать их на волосах, и те могли остаться в руках парикмахера.

«Про сервис в те времена мало что знали и порой посетителей ждал нерадушный прием и не всегда удачный результат, – говорит Карина Антонова. – Но никто не обижался и клиенты редко высказывали недовольство. «Волосы – не зубы, отрастут» – говорили советские люди».

«Как у Брижит Бардо»: откуда бралась мода на прически

Карина Антонова: «Зато атмосфера в парикмахерских залах царила особая: здесь создавались прически, как у богемы. Здесь советская женщина могла почувствовать себя ближе к высшему обществу и красивой жизни. Парикмахеры создавали друг другу новомодные прически – такая вот живая реклама».

«Еще в ранние советские годы по всей стране стали открываться школы парикмахеров и выпускать профессионалов, – рассказывает владелица сети салонов. – В 1936 году Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР издал приказ: «Расширить сети парикмахерских, улучшить их работу, присвоить мастерам категории в зависимости от их квалификации и ввести звания «мастер парикмахерского дела». Еще через два года все работники отрасли получили трудовые книжки. Их работа стала считаться трудом! В советское время пытались поднять престиж профессии и привлечь к ней внимание общественности. Популярными стали профильные конкурсы, смотры и показы в Домах культуры. Это было похоже на шоу мастерства и таланта!».

В 80-х годах самыми модными были химические завивки и начесы на голове, которые в народе получили название «бабетты». Похожая укладка была у французской актрисы Брижит Бардо в фильме «Бабетта идет на войну». Входили в моду и гладкие прически «под Мирей Матье». Вообще мода на прически устанавливалась в основном в подражание популярным актерам, звездам кино и эстрады. Плюс мастеров-технологов (по несколько человек в делегации от города) иногда отправляли на семинары за рубеж, в страны соцлагеря. Ежегодно в крупных городах страны проходили и конкурсы профмастерства, где демонстрировали последние новинки в мире моды.

Не только салон, но и клуб по интересам

Парикмахерские были не только местом преображения. Но и клубом, и местом, где обменивались новостями. А иногда еще и магазином, где можно было «из-под полы» купить дефицитную и модную вещь. Очень многое зависело от личности парикмахера. Ведь к самым популярным мастерам ходили целыми семьями, делились с ними секретами, мечтами и планами, обсуждали многое из того, что не доверяли даже членам семьи. Но для этого мастеру приходилось быть не только профессионалом своего дела, но и немножко психологом. А также хорошо знать и вкусы, и характер, и взгляды своих постоянных клиентов.

Вот что рассказывает журналист Владимир Емин: «У нас в Ростове-на-Дону одной из самых модных и престижных в советское время считалась парикмахерская в гостинице «Московская». Находилась она в самом центре города. В числе клиенток были женщины самого разного возраста и профессий – от молоденьких девушек-модниц до заслуженных ученых, дам с профессорскими званиями».

Владимир Емин: «Мужчин в кресле преображал кудесник, который не только делал модные стрижки, но и по-дружески общался с постоянными клиентами. Гостей окружали вниманием, расспрашивали о родных, здесь обсуждались новости, премьеры. Это был своего рода клуб и даже магазин. В этой парикмахерской можно было приобрести, к примеру, модные джинсы или батник. В те времена это считалось спекуляцией, сегодня же мы сказали бы, что это просто мелкий сопутствующий бизнес».

Что касается стоимости услуг в этой парикмахерской, то никто из постоянных посетителей не смотрел в официальный прейскурант. Мастера благодарили за высокое качество работы, расположение, за то, что он поднимал настроение, и делали это посетители с удовольствием.

И действительно, в те времена любой хороший мастер имел «свою» клиентуру и дорожил ею, старался угодить. А постоянные клиенты готовы были заплатить чуть больше, чем по прейскуранту. Ведь желание быть красивыми неистребимо в любом возрасте и в любую эпоху. А ощущение, что о вас искренне заботятся, еще дороже.

Схожее по теме