Тайны казахского орнамента: о чем говорят древние пиктограммы кочевников? | статьи на bitclass

Из глубины веков доходят до нас зашифрованные послания предков. Каждый народ пытается разгадать их в своем орнаменте, узоры которого считаются неким знаком отличия и своеобразным оберегом, защищающим от несчастий. Казахи украшали орнаментами юрты, одежду, ювелирные изделия, посуду, ковры. Древняя символика сохранилась до наших дней практически в первозданном виде.

«Конечно, существуют разные стороны понимания смысла орнамента, для кого-то важнее легенды и сказания, кто-то больше связывает его с восточными учениями, такими, как тенгрианство или ислам, кто- то хорошо знает рабочие названия традиционных элементов, придает им смысл оберегов или различает по родовой принадлежности. Думаю, что в этом нет противоречия, так как мир един и живет по единым законам, а взгляд с разных сторон только расширяет знание и понимание многогранности предмета», – рассуждает художница из Алматы Марина Набиулина. Вот уже почти 30 лет как она изучает орнаменты, занимаясь росписью национальных сувениров.

Еще будучи студенткой Марина решила подработать на каникулах на алматинском заводе «Зергер». Расписывала миниатюрные сувениры из дерева, да так девушку и затянуло. Для нее работа оказалась не просто ремеслом, а творчеством. Сегодня фирменные «казахские» матрешки от Марины можно встретить в самых разных частях света, а необыкновенной красоты расписная посуда может служить предметом гордости любого ценителя этники!

«Процесс росписи интересный и в то же время трудоемкий, ведь это ручная работа. Прежде чем дойти до потребителя, изделие проходит несколько этапов обработки: заготовка из дерева грунтуется клеем, затем шлифуется шкуркой, потом наносится рисунок, дальше роспись разноцветными красками, и, наконец, роспись закрепляется лаком. То есть процесс кропотливый и требует большого терпения. Иногда идея приходит сразу и роспись идет очень быстро, а иногда что-то не нравится и тогда идет поиск. Бывает, что сначала расписываю что-то уже знакомым узором, а в процессе созревает новый замысел для следующей работы», – делится мастерица.

Народный орнамент таит в себе действительно очень большие возможности для новых находок и творчества. Это не застывшая схема, а постоянно развивающееся явление.

Изучив основные особенности, Марина создает свои неповторимые, авторские работы в казахском стиле. А когда в них есть индивидуальный почерк художника, то это еще интереснее. Причем алматинка, параллельно увлекаясь эзотерикой, замечает аналогии между элементами орнамента и таинственными знаками, о которых когда-то писал философ, мистик и путешественник Георгий Гурджиев.

«В работах Гурджиева много интересного о Пути и о том, что существовало древнее знание о Мире и его объективных законах. В одной из его книг «Рассказы Вельзевула своему внуку» есть глава о том, что когда-то существовало объективное знание о том, что оно было зашифровано в виде знаков и символов и передавалось через произведения искусства. Конечно, на эти слова невозможно опираться, как на научный источник, чтобы что-то доказывать. Книга больше напоминает фантастический роман, в котором многое нужно домысливать. И все-таки она произвела на меня настолько сильное впечатление, что захотелось узнать и посмотреть на такие произведения, но в самой книге о них не было сказано ни слова. В это время я как раз занималась сувенирами и много времени отдавала изучению и копированию костюмов, ковров и других изделий древнего искусства Казахстана. И однажды пришло понимание того, что здесь и есть те самые знаки и символы, о которых писал Гурджиев», – рассказывает Марина.

Так, по утверждению художницы, самый характерный и наиболее часто используемый ею знак казахского орнамента «Кошкармуйиз» есть не что иное, как графическое выражение «закона трех» или «закона движения». Закон действует во всех сферах жизни и роста и начинается с того, что всякое действие рождает противодействие. В физике этот закон известен как третий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе – взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны».

«Для человека этот закон важен, прежде всего, как закон эволюции. Для развития необходима сила движения, сила движения всегда встречает противодействие в виде инерции, которая старается удержать на месте, проверяя на прочность намерение. Так, преодолевая препятствия, находя результирующую между стремлением и инерцией, происходит движение к новому. Посмотрите, даже внешне движение пловца напоминает древний знак. Движение руки рождает узор, который превращается в орнамент под действием законов симметрии. Думаю, что не случайно, именно этот элемент так часто встречается в казахском орнаменте, ведь движение – это самая важная черта жизни кочевника!» – говорит мастер.

А каменные вертикальные столбы кулпытасы, часто богато орнаментированные, по мнению художницы – это символ соединения земного и небесного и соответствуют цифре один. Два – есть символ разделения мира на полярности, и его воплощение хорошо видно на старинных войлочных коврах сырмаках и текеметах, где основными были два контрастных цвета, например, темный и белый, как день и ночь. Символика числа четыре ясно прослеживается на крестообразных орнаментах в сочетании с элементом «кошкармуйиз».

«Искусство орнамента вообще очень математично, оно основано на законах симметрии, а восточный орнамент особенно. Из всех наук именно математику можно назвать самой объективной. Думаю, что при желании здесь можно сделать еще немало открытий. Для меня же это открытие стало большим вдохновением и с тех пор сами собой стали появляться орнаментальные композиции», – рассказывает Марина.

Традиционный казахский орнамент немногоцветен. Особенно это заметно на коврах из войлока. Часто встречаются сочетания контрастных цветов: красный и белый, белый и черный, желтый и коричневый, как выражение идеи взаимодействия противоположностей, а между ними – средняя линия канта. Цвет обладает определенной символикой: белый – свет и чистота, черный – его противоположность, цвет земли, знак всего непознанного. Наиболее часто встречается красный цвет и все его оттенки: терракотовый, малиновый, пурпурный и т.д. Это цвет жизненной силы и страсти. Так, на саукеле невесты было принято прикреплять красный платок, а после замужества и рождения детей его заменял белый цвет кимешека или платка. Кроме того, красный цвет – это цвет одежды султанов из рода торе – чингизидов, поэтому его можно увидеть на вышитых мужских шапанах, калпаках и других предметах одежды и быта, многие из которых были переданы в дар султаном рода Чингисом Валихановым. Теперь они хранятся в музеях России, Казахстана и Германии. Главным ориентиром, говорит художница, для нее являются более разнообразные по цвету изделия с тамбурной вышивкой: тускиизы, шапаны, подушки, покрывала и др. Они отличаются особенной красотой.

Отличить исконно казахский орнамент от орнамента других восточных народов не сложно, считает художница. В ритме непрерывного движения кочевники сумели сохранить очень древние темы и мотивы, которые передавались на протяжении веков от мастера к мастеру. Его истоки можно найти в глубокой древности, начиная от геометрических орнаментов и петроглифов бронзового века и более сложных композиций древних саков, известных по раскопкам из курганов.

«В отличие от узбекского, казахский орнамент более крупномодульный, в его строении много спиралевидных элементов, которые часто называют зооморфными. В основе композиции часто встречаются солярные знаки (крест, круг), квадрат или треугольник. А «изюминкой» можно назвать явление дипластии, взаимопроникновение и равенство фона и узора, когда один и тот же орнамент можно рассматривать с разных сторон и каждая из них будет самоценной. С одной стороны, при изготовлении такого сырмака происходила экономия материала, а с другой – заключала в себе глубокий смысл о равновесии противоположных начал», – объясняет алматинка.

Такой дуализм, двойственность, где рядом с черным есть место белому, рядом со светом – есть место тьме, можно заметить в разных знаках. Спираль, вращающаяся по часовой стрелке, по движению солнца, символизирует этот мир. Все, что движется против движения солнца – потусторонний мир, мир мертвых. Это не просто красивые узоры. Это знание, зашифрованное в знаках и символах, которое влияло на жизнь кочевника, настраивая его на определенный лад гармонии с миром и Вселенной. И, может быть, из-за современного ритма жизни, в котором непросто найти баланс, люди все чаще возвращаются к традициям предков, находя в них сакральный смысл и ответы на многие тревожащие их вопросы?