Цветастые юбки, яркие рушники и зазывные песни: туристов вепсы всегда встречают шумно, радушно, гостеприимно. Гости отвечают тем же, фотографируются и уезжают в родные края. А вепсы остаются – жить своей обычной жизнью.
Нет, сами по себе они не поют каждый день у реки и в таких костюмах не ходят. Мы заглянули вепсам в тарелку и просто в душу. Узнать, какой он – этот малый народ России.
Среди лесов на Ояти
Cреди могучих лесов на берегу реки Оять затерялось старинное село Винницы. Такое же, как тысячи российских сел – крыши, заборы, посадки и шашлыки по выходным. Такое же, да другое! Живут здесь – вепсы. Один из самых загадочных и малочисленных народов финно-угорской группы.
Ольга Спиркова, сотрудница вепсского центра фольклора, поначалу говорит на малопонятном языке – но интуиция и опыт поездок в Эстонию или Финляндию за сыром и фейри подсказывает, что это что-то прибалтийское. Через минуту собеседница сжалилась и перевела: это она так поприветствовала на родном, вепсском языке.
«Есть очень много гипотез об образовании народа вепсы, мы выходцы из юго-восточной Прибалтики, и вепсы народ мирный, когда нас обижали, мы уходили вглубь, в леса и осваивали новые земли, – рассказывает Ольга. – Может быть, поэтому мы живем дальше всех от города! И второе предположение – что вепсы просто самообразовались здесь».
Откуда будете?
Сегодня в России вепсы живут в Карелии, Ленинградской и Вологодской областях. На весь мир осталось всего 6 тысяч человек. Каждый вепс – своего рода достояние и достопримечательность, поэтому учет строгий. Кроме участия в переписи населения, и сами устраивают переклички.
Сохранили они и старинный уклад жизни, и язык, и даже верования. Вепсы – язычники, но со временем их обряды причудливо переплелись с христианством. И праздники православные отмечают, и щедро сдабривают их своими «фишками».
Тайное место
Зачем рассказывать, когда можно взглянуть. Просим Ольгу показать, куда отправляются в трудную минуту «поговорить по душам с Всевышним».
Ехать нужно в соседнюю деревню Чикозеро, прямиком к закрытому старинному храму Покрова Пресвятой Богородицы.
«Вепсы поклонялись различным силам природы: это камень, дерево, перекресток, ручей и позже рядом с этими местами уже начали строить часовенки и храмы», – рассказывает Ольга, тяжело дыша под традиционным вепсским костюмом.
Языческие и христианские атрибуты сначала было потолкались, а потом… мирно ужились вместе. Обходим храм слева – мимо православного кладбища в самый конец сторожки. Тут – полностью обнятое ленточками и веревочками дерево.
Чудо чудесное
«Старейший житель деревни, который знает, как лечить людей, как общаться с природой, выбирает дерево. Обязательно ель. Под нее веками ходят вепсы и загадывают желания. Сначала, только когда кто-то заболевал, а со временем стали и просто так – просить о чем-то», – рассказывает собеседница. С собой у Ольги ленточки для всех – многие к таким традициям относятся скептически, но желания на веточках оставляют. А вдруг!
«Я хожу часто. И всегда все сбывается», – уверенной рукой Ольга повязывает ленту. И почему-то ей веришь.
Место еще не нахоженное, но гости потихоньку начинают выяснять, что к чему, и тропинку начинают протаптывать. Повторим локацию. Подпорожский район, деревня Чикозеро, старинный храм Покрова Богородины, через кладбище, до волшебного дерева.
Вся правда о мужчинах
Свадебные традиции вепсы хранят, как и советский хрусталь в сервантах. Пользуются по особому случаю – только если Купидон пронзил сердца двух чистокровных вепсов. Против смешанных браков ничего не имеют, но особенно радуются именно «своим».
Первым делом жених идет в дом свататься – как положено, с гармонью, гвоздичками в петлице и сватами. Потенциальная теща встречает дерзнувшего… простой яичницей. Считается, если жених начнет есть ее с краю, молодые хранят невинность, и такой брак можно благословить. Если же он смело тыкает вилкой прямо посередине, значит, обет чистоты пара уже нарушила и время созывать строгий совет, а не планировать торжество. Остается только надеяться, что опытные вепсы со стороны жениха шепнут ему на ушко подсказку.
Яичный контроль
Если жених прошел первое испытание, на второй заход ему снова подают яичницу… из шестнадцати яиц. Тут уже не принципиально, с какого краю приступать, главное – съесть все без остатка. Такой кавалер считается здоровым, потенциально крепким и – плодовитым. Если аппетит плохой и яйца не съедены, родители невесты кладут на стол мутовку. «Дедушка» блендера намекает кандидату, что здесь счастья ему искать уже не приходится и пора откланяться.
Если же яичный контроль он прошел, невеста повязывает на шею мужчины платок – символ будущей женитьбы. А для остальных девушек знак, что кавалер занят.
Иммунитет от всех несчастий
Во время самой свадьбы главная задача вепсов – отпугнуть злых духов от пары, которые, видимо, только этого момента и ждали для атаки. С целью ввода духов в заблуждение и рекогносцировки на местности молодых помещают на противень, а самая опытная женщина в деревне ходит вокруг них и нашептывает заклинания. Для верности вокруг молодых очерчивают круг ножом. А нож этот потом хранят над дверью.
Обряды «нашептывания» популярны не только у вепсов, но у этого народа, пожалуй, они сохранились лучше всего. Так, по рассказам Ольги, к ее бабушке лечиться ходила вся деревня. После приема любой недуг и хворь отступали.
«Она в водичку шептала что-то, потом размешивала в ней три ложки соли и человек пил эту воду, умывался ей. Если бы не помогало – не ходили бы!» – уверенно констатирует Ольга.
Из лесу голый вышел
Свой обряд у вепсов есть буквально для любой ситуации или жизненного случая. Так, перед походом в лес необходимо поклониться на все четыре стороны и попросить у лесных духов разрешения на сбор ягод и грибов. Если человек все же потерялся, нужно встать на пень и… нет, не посмотреть, с какой стороны растет мох, а… целиком раздеться. Затем надеть одежду шиворот-навыворот и попросить духов указать правильную дорогу. Говорят, не один человек вот так – счастливый со швами наружу – возвращался домой из чащобы.
А что по меню?
Вместо сырников и кишей на завтрак вепсы упорно едят то, что ели предки. Даже под натиском цивилизации не отступают от традиций: говорят, им правда вкуснее и роднее, например, традиционные калитки. Готовят их из ржаного теста с картофелем и пшенной кашей, сверху обязательно кладут деревенское масло. Из традиционных блюд также колобы, пирги, брусника с толокном, молоко с черемуховым цветом. В магазин, конечно, ходят, но у большинства здесь свое хозяйство.
Маленькие вепсы – большая история
В Винницах недавно открыли новую школу – учат детей вепсскому языку. «Пока жив язык – жив народ», – уверена Ольга. Сама она в семье общается только на вепсском, в том числе, с маленькими внучками.
В деревне всегда ждут гостей – можно приехать на день по системе «все включено» – послушать песни, сфотографироваться с вепсами в ярких костюмах. А можно заглянуть на недельку, погулять по лесам, поесть калиток и узнать, какие они – вепсы – на самом деле.
С каждым годом этот малочисленный народ становится более малочисленным – так что не откладывайте поездку.
Фото: Елена Куршук