Отказаться от учебы в школе, предпочитая обучение на дому. С какими трудностями сталкивается ребенок и родители, в чем плюсы такого обучения и недостатки. Делится опытом режиссер и тренер по развитию Елена Плютова.
Семейное обучение (СО) — это прежде всего про ответственность, и здесь не все так просто. В Беларуси такое обучение называется индивидуальный план. Мой сын учится в России.
Основные трудности, которые ждут вас на СО выглядят так:
— Наивно полагать, что ребенок дома внезапно начнет учиться самостоятельно, искать в интернете нужные книжки, записываться в секции и кружки, и задавать вопросы с утра до вечера.
Все это придется делать вам. Во всяком случае, на первом этапе.
— Первый вопрос, который вы себе зададите на СО, это — по какой программе учиться, чтобы избежать хаоса?
Вы можете сами составить программу обучения ребенка, можете выбрать уже готовую. Существует множество онлайн платформ, позволяющих выбрать то, что вам подходит, правда, придется поискать то, что нужно вам. Плюс к этому ребенок посещает еще курсы. Все онлайн программы платные. Стоимость одного предмета, купленного на год, стоит 10-20 $. Услуги репетитора по английскому обходятся в 400 рублей в месяц, занятия три раза в неделю. Существуют и бесплатные программы, но тут нужно время, чтобы найти подходящие и понятные вашему ребенку. Поэтому проще часто просто платить.
— Режим и дисциплина. Их придется строить.
В школе дисциплина регулируется педагогами, дома это сделать не так просто, тем более, что «мама» и «чужая тётя» — это разные вещи. Выстроить дисциплину получается только по одному принципу – надо и все тут. Отбрасываешь материнские фишки (он же маленький) и говоришь, надо учиться и никаких поблажек. Потом ребенок привыкает и спокойно реагирует на мои доводы, садится и делает уже все сам. Главное самой показывать достойный пример. Очень помогла разрешить этот конфликт с учебой книга — «Ваш ребенок может все», в ней многое можно найти, чтобы понять, что мешает детям эффективно учиться.
— Адская скука. Временами что-то будет ребенку изучать довольно скучно. Особенно одному, без поддержки таких же скучающих детей. Вам придется искусственно организовать группу детей или сделать скучное веселым.
— Мотивация. Не ждите, что ребенок будет замотивирован учиться дома. Может быть первое время, но потом (как и нам всем), нужно эту мотивацию подкармливать. Наша основная мотивация выстраивается так:
— Первое что делаешь дома – забываешь про систему школы, про оценки и уроки. И выстраиваешь другое отношение, основанное на личном интересе. Если нет мотивации по какому-то предмету, я читаю ему вслух, но стараюсь делать этот процесс веселым и интересным.
Самое важно в СО двигаться от ребенка, от его естественных познавательных способностей и интересов, чтобы он учился тому, чем увлекается. В этом смысл СО в принципе. Когда позниня в радость.
— Второе мотивирующий момент учиться – это же действительно интересно, классно, а давай изучим, что там еще дальше, о чем мы еще не знаем. И главное — никаких фраз, что ребенок учится ради поступления в университет. Он учится ради себя.
— Отпустить всё не получится. Вы — менеджер проекта. Нужно нести ответственность.
Отвечаешь за то, каким вырастет твой ребенок. В школе спихиваешь эту ответственность на нее. Тут ты обязан объективно оценивать знания своего ребёнка. Ответственность за его жизнь. В школе эта ответственность больше проявляется в старших классах, когда задумываются о поступлении.
Навыки, которые явно провисают у детей на СО:
— Скорость письма существенно ниже, чем у школьников. Они просто не пишут в таком количестве.
— Умение сосредоточиться в школьном гвалте и шуме. Такого навыка у них тоже нет.
— Неумение отлынивать от работы. Если они сели делать, то они сели делать хорошо и честно.
— Способность безоговорочно выполнять требования старших. В школе авторитет взрослого человека выстраивается на подчинении младшего старшим, где ребенка лишают индивидуальности. В СО такого нет, поэтому такой ребенок не понимает, почему он не может разговаривать со взрослыми на равных. Они более свободно общаются со взрослыми, нет страха перед ними, не чувствуют взрослого врагом. В школах, к сожалению, взрослые воспринимаются как человек извне, тот, кто пришел командовать.
— Друзья. В школе друзья находятся спонтанно. Будучи на домашнем обучении вынужден искать друзей сам. У нас эта проблема решилась тем, что он дружит с детьми моих друзей. Так же сын посещает кружки и находит общение там. Общается с детьми из соседних домов, играющих во дворе. Таким образом у него нет проблем с общением и нет проблем с драками и иерархией, которая часто выстраивается в школе, являясь для ребенка порой большой проблемой.
Почему решились на домашнее обучение.
Я забрала сына из школы, что он стал квадратный. У него пропало творчество, спонтанность, фантазия, он перестал быть любопытным, учиться активно, выходить за пределы темы, интересоваться новым. Стал послушным и прилежным, исполнительным, но очень безынициативным. Для меня — это не полезное для жизни качество.
Потом он попросился в школу обратно (стало скучно), однако спустя время снова вернулся учиться на дому. Так повторялось несколько раз. У нас появляется больше времени поддерживать тягу к знаниям у ребенка и больше отдыхать, а не вставать к восьми утра. В школе нет возможности высказывать свое мнение, опередить программу, изучить любимый предмет (у нас это биология, история и английский) раньше, если есть такой интерес. Ты обязан учиться только по заданной программе, СО же дает возможность изучать то, что хочется ребенку. С одной стороны, школьная программа перегружена, а с другой стороны очень поверхностная, и вроде как много всего, дети делают домашнее задания и в итоге ничего не успевают. Времени для безделья, для мечтаний у детей просто нет. Опять же школьная еда не всегда подходит ребенку, своего сына обычно забирала голодным, когда дома такие вещи решаются.
Особенности СО
Ребенок, который учится на СО, ему будет крайне сложно приспособиться к работе в бессмысленной системе, там, где нет конечного результата его работы. В школе дети приучены слушаться учителей, всё исполнять по звонку, дети же на семейном обучении к этому не приучены. Они будут задавать вопросы про рациональность, целесообразность и сроки. Они нацелены на результат, а не на процесс.
Дети, которые учатся на домашнем обучении общаются со взрослыми на равных. Они знают, чего они хотят, а чего нет. Они могут действительно определиться, какой предмет любимый, и это связано именно с предметом, а не с тем, как часто происходит в школе, дети любят предмет лишь потому что педагог хороший, не кричит на учеников, любит детей, лояльно относится к ним.
Тут же ребенок именно занимается тем, что ему нравится и может сам изучать предмет досконально, без оглядки на программу. Система образования в том виде, в котором она существует сейчас, имеет мало отношения к тем изменениям в жизни, произошедшие за последние десять-двадцать лет.
Мы же пользуемся гаджетами, цифровым миром, в школе же чаще всего, ориентир на аналоговое обучение.
14.01.2020
© mamochki.by
Перепечатка и копирование текста и фотографий без разрешения редакции запрещены
Обратите внимание: комментарии читателей сайта mamochki.by отражают только их личную позицию. Она может отличаться от мнения администрации сайта. В соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за содержание комментария несет лицо, его опубликовавшее. Если вы заметили комментарии, нарушающие белорусское законодательство, сообщите об этом администрации сайта.
Источник: