С приходом весны природа оживает, земля просыпается. Сок поднимается по стволам деревьев, распускаются листья. Солнечные лучи прогоняют холода. Чтобы весна пришла быстрее, белорусы ее «гукають». По-русски – «зазывают». Есть пять причин остаться дома, чтобы принять участие в этом празднике.
Причина № 1. Сделать украшение в виде птицы
Главные герои праздника – аисты и жаворонки. Считается, если они прилетели, значит, и весна пришла. Чтобы позвать пернатых, нужно сделать украшение из бумаги в виде птицы. Научиться этому – первая причина остаться дома.
«Нужно взять лист картона. Карандаш. И сейчас мы будем обводить туловище этой птички, чтобы потом вырезать. Пока все легко!» – говорит сотрудник Музея народной архитектуры и быта Яна Потапенко.
Немного терпения – и птица готова. Делаем ее желтой, чтобы солнечные дни быстрее настали. Посередине прорезаем небольшое отверстие для крыльев. Для крыльев можно выбрать зеленый цвет, чтобы почки на деревьях быстрее распустились.
В древности птиц мастерили из глины или выпекали из теста.
«Птицы из глины использовались в качестве свистулек. Их обжигали в печках, а когда девушки исполняли веснянки, они свистели на глиняных птичках. Птичек из теста подкидывали на покрывале вверх-вниз. И в это время исполняли песню «жаворонки прилетите, весну красную принесите», – рассказывает Яна Потапенко.
По традиции бумажных птиц нужно развешивать на деревьях. Чем выше, тем лучше. Считается, что перелетные пернатые увидят украшения и быстрее вернутся домой. Деревья можно украшать и яркими лентами. В народе считали, что так быстрее распустятся листья на ветках.
Причина №2. Послушать песни весеннего обряда
Каждая песня весеннего обряда заканчивается протяжным возгласом «Гуу». Отсюда и название праздника – гуканне. Песни-веснянки – это такой своеобразный гимн солнцу, молодости и любви. Послушать их – еще одна причина оставаться в Беларуси и «гукать» весну.
«Песни сохранились благодаря нашим бабушкам и дедушкам, нашим предкам. Петь их было обычным явлением. Собраться где-то после работы и петь. Вот такой был способ релаксации», – комментирует Яна Потапенко.
В старину тексты песен передавали из уст в уста. А уже в XX веке их записывали ученые-этнографы.
«Они целенаправленно ездили в разные регионы, в разные деревни и области нашей страны и изучали особенности. Потому что песни с Полесья сильно отличаются от тех, которые пели под Минском», – говорит Яна Потапенко.
Как правило, пели веснянки на самом высоком месте в деревне – холме или возвышенности, забирались даже на крыши домов. Чтобы на небесах услышали их просьбы о приходе весны.
«Еще катались на качелях для того, чтобы вырос длинный лен. Когда ты подлетаешь высоко-высоко, это значит, что стебель льна вырастет нужной длины. Потом можно будет сделать себе одежду, сорочки, юбки, фартуки», – отмечает Яна Потапенко.
Петь куплеты-«веснянки» – женская обязанность. А мужчинам сюда вход воспрещен. Издревле считалось, что женская энергия обладает магической силой. А звонкий голос способен пробудить после зимней спячки все живое. Чем задорнее песня, тем быстрее на улице станет тепло и солнечно.
Причина № 3. Водить хороводы
А вот к танцевальной части праздника присоединяются и мужчины. И все вместе водят хороводы вокруг костра. Это символизирует круговорот жизни, возрождение молодости.
Весну обязательно нужно «затанцевать». Ведь песнями будят небо, а хороводами – землю. Чем больше народа пустится в пляс, тем быстрее трава начнет зеленеть.
Существовало два вида хороводов. Обычный круглый для того, чтобы солнце быстрее показалось из-за туч. А «кривой», похожий на змейку – чтобы был хороший урожай.
«После обряда люди оставались и танцевали уже не ритуальные танцы. Музыканты играли разные мелодии. Лявониха, падеспань… Они были распространены на всей территории Беларуси», – говорит младший научный сотрудник отдела Музея народной архитектуры и быта Олег Аксючиц.
Вот так танцевать всей деревней могли до утра. Ведь еще немного и начнутся работы в поле, тогда будет уже не до танцев.
Причина №4. Принять участие в весенних играх
Участвовать в народных весенних играх – еще одна причина оставаться весной в Беларуси. По правилам этой забавы должно быть нечетное количество человек. Тот, кто в центре – «журавль», он выбирает себе пару. Музыка заканчивается… И герой хватает жертву. В этот момент все участники игры тоже должны успеть найти себе пару. Кто остается один – тот превращается в журавля.
«Явар» – еще одна старинная белорусская игра. Два человека берутся за руки, изображая мост. Кто «попал» под него – тот встает в пару.
«Игры были направлены на знакомство молодых парней и девушек. Зазывание весны могло переплетаться с Масленицей. Есть разные даты празднования этого «гукання». Проводы зимы, встреча весны – праздники похожи друг на друга. Они в том числе регулировали и брачные отношения», – рассказывает младший научный сотрудник Музея народной архитектуры и быта Сергей Ермолович.
Для современных детей, да и для взрослых такие игры в новинку. Хотя тепла и солнца всегда ждут с нетерпением, поэтому молодежь сегодня охотно участвуют в весенних обрядах.
Причина №5. Расстаться с зимой и радоваться приходящей весне
В каждом регионе Беларуси по-своему заканчивают зазывать весну. В восточных областях по реке пускают украшенный еловым лапником плот.
«На нем было закреплено старое деревянное колесо. Его поджигали. Это было символом расставания с зимой. А колесо – это у нас что? Это символ солнышка», – отмечает Сергей Ермолович.
Обряд сопровождается песнями. Были и другие традиции. Ведь весна для сельчан – это в первую очередь посевная, а значит, новая жизнь. И в ней нет места старому.
«Здесь можно провести аналогию с очищением. Не просто складывали какой-то костер из старых веток или бревен, а туда бросали старые вещи. Это было символом расставания с зимой и начала чего-то нового», – комментирует Сергей Ермолович.
«Гуканне вясны» – один из самых интересных народных белорусских праздников. У него нет точной даты и строгих правил. Главное – веселиться и радоваться приходящей весне.