Введение во Храм Пресвятой Богородицы: что нужно знать о празднике? | статьи на bitclass

4 декабря православная Церковь отмечает праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В традиции православной церкви очень теплое, трепетное, отношение к образу Пресвятой Богородицы. К ней обращаются за заступничеством, горячо любят ее и верят, что она знает беды и душевную боль каждого.

«Именно с Богородицы начался путь примирения человека с Богом через рождение Иисуса Христа. А затем – путь всего человеческого рода к спасению, – говорит в интервью корреспонденту «МИР 24» священник Георгий Кочетков. – Ведь главное, для чего пришла в мир Пресвятая Богородица, это принести всему человечеству Сына Божьего, который упразднил смерть и даровал всему человечеству веру в жизнь вечную, в воскресение после смерти».

Отдать дитя в храм? Как это возможно?

Согласно протоевангелию от Иакова, родители Девы Марии – святые Иоаким и Анна – долго были бездетными и очень хотели иметь ребенка. Супруги пообещали, что если у них родится малыш, то они посвятят его Богу. Господь услышал их молитвы, и на свет появилась девочка, которую назвали Мариам. В четырехлетнем возрасте ребенка отдали в храм, куда она вошла с радостью и глубоким доверием. Именно памяти об этом событии и посвящен сегодняшний праздник.

В нашей современной традиции трудно себе представить, чтобы родители своими руками отдали кому-то единственного долгожданного ребенка, да еще практически во младенческом возрасте. Но для того времени это было нормой. «Великий смысл деторождения в те ветхозаветные времена заключался именно в том, что нужно было родить дитя, которое сможет послужить Богу целиком и полностью. Ради служения Богу создавались семьи и продолжался человеческий род, а не сам по себе и не сам для себя, как часто думают теперь. То же самое мы видим, когда сама Дева Мария становится матерью Мессии-Христа».

Фото: Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534—1538)

По преданию, юная Мария вошла в храм, как в дом родной. И первосвященник ввел ее во святое святых иерусалимского храма, куда мог входить только он один. «Чтобы понять смысл этого сюжета, который кому-то покажется фантастическим, нужно вспомнить, что для нас Богоматерь олицетворяет Божий народ, – говорит отец Георгий Кочетков. – И вот новый народ Христов, начатком которого является Дева Мария, вводится во святое святых, где пребывала Божественная Слава, известная людям с ветхозаветных времен». Так главная мысль предания становится и понятной, и символичной.

«Быть своим для Бога»: как оказаться заново введенным во храм?

Почему же сейчас многие верующие утеряли эту способность чувствовать себя в храме на своем месте, как в доме родном? Об этом в интервью корреспонденту «МИР 24» рассказал преподаватель богословия Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета чтец Кирилл Алексин:
.
«Мне кажется, нельзя говорить, что сегодня все люди эту возможность утеряли. Просто для того, чтобы в Божьем Доме чувствовать себя дома, нужно для Бога быть своим. Святой апостол Павел в Послании к Эфесянам пишет, что Иисус пришел для того, чтоб уничтожить разделения между людьми и между человеком и Богом. И это произошло через Жертву Христа, через то, что Он за нас пролил Свою кровь. И так создал нового человека. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу».

А как стать Богу своим? По словам чтеца Кирилла Алексина, для этого необходимо участвовать в жизни Церкви, находиться в общении с Богом через таинства исповеди и причастия. Без этого храм будет для нас лишь местом для решения каких-то текущих проблем, но не домом.

«А еще дом – это чаще всего не то место, где мы одни с нашими шкафами и креслами, а место, общее для нас и наших близких. Так и церковь – это не пространство личного общения индивида с Богом, но то место, где мы как личности открываемся друг другу и вместе – Богу, – говорит преподаватель православного университета. – Что этому мешает? В первую очередь – потребительская установка, когда мы чего-то ждем от Бога, от Церкви, а сами при этом не готовы отдавать Богу и Церкви (то есть людям, нашим товарищам по христианской вере) то, чем мы богаты, чем мы можем послужить ближнему».

Поэтому в День введения во храм Пресвятой Богородицы самое время задуматься, в чем может состоять наша служба, как мы можем помочь кому-то прямо сейчас. «Самое время вспомнить о том, какую пользу каждый из нас может принести своим родителям и близким, чем он может помочь нуждающимся, одиноким и пожилым. Дела милосердия, особенно те, что сделаны бескорыстно чужому человеку, способны зажечь и по-настоящему вдохновить», – говорит отец Георгий.

Что нужно делать, чтобы помогать Богу, а не только просить

Как же людям заново почувствовать себя введенными во Храм? «Каждый из нас проходил через воцерковление, которое отсылает нас к событиям Введения во Храм Пресвятой Богородицы, – говорит чтец Кирилл Алексин. – Обычно оно совершается после крещения человека. Если это происходило с нами в детстве, то мы об этом обычно не помним. Но каждый из нас в какой-то момент пришел в храм осознанно, понимая, что христианство – это его выбор. И общение с Богом для нас ценно. Наверное, стоит почаще вспоминать этот момент и благодарить Бога».

По словам чтеца, православная традиция использует такое сложное для восприятия и четкого определения понятие, как «воля Божия», «то, чего хочет Бог». А Он хочет, чтобы мы соответствовали своему высокому званию, стремились к совершенству. Иисус Христос говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». То есть, мы должны стремиться к тому, чтобы становиться похожими на Бога.

«Сегодня, чтобы в церкви люди не чувствовали себя чужими ни друг другу, ни Богу, и были готовы вступать в живое общение, важно перестать механически копировать дореволюционное богослужение или пытаться вернуть прежний уклад – монастырский или приходской. Настало время прекратить искать опоры у политических и экономических внешних сил, надо научиться большей свободе и самостоятельности в духовной жизни, самим отвечать за церковь, – говорит священник Георгий Кочетков. – Надо начать наконец жить в церкви на свои средства, вкладывая в нее свои силы, и не только ожидать помощи от Бога, но самим больше помогать Богу действовать в обезбоженном, а потому нередко и обесчеловеченном мире. Каков Учитель, такими призваны быть и все Его ученики – живые камни новозаветного храма. Увидев церковь больше похожей на саму себя, услышав ее подлинный голос, люди вновь захотят быть введенными в нее как в свой родной дом».

По словам чтеца Кирилла Алексина, есть такая анонимная молитва, составленная во Франции в начале XX века, называется она «Простая молитва». Известно, что ею молился старец Иоанн (Крестьянкин) из Печор. Мне кажется, она как раз про сотворчество и Божью Волю.

Господи Боже мой!

Удостой меня быть орудием мира Твоего!

Чтобы я вносил любовь там, где ненависть.

Чтобы я прощал, где обижают.

Чтобы я соединял, где есть ссора.

Чтобы я говорил правду, где господствует заблуждение.

Чтобы я воздвигал веру, где давит сомнение.

Чтобы я возбуждал надежду, где мучит отчаяние.

Чтобы я вносил свет во тьму.

Чтобы я возбуждал радость, где горе живет.

Господи Боже мой! Удостой!

Чтобы не меня утешали, но я утешал.

Чтобы не меня понимали, но я других понимал.

Чтобы не меня любили, но чтобы я других любил.

Ибо кто дает – тот получает.

Кто себя забывает – тот обретает.

Кто прощает – тому простится.

Кто умирает – тот просыпается к жизни вечной.

Аминь.