Арктика – огромная и разнообразная в географическом и климатическом отношениях территория в приполярной области. Ее природное и культурное богатство обладает значительным потенциалом для развития различных видов туризма. Однако туристические возможности арктической зоны России еще не до конца раскрыты. Эксперты отрасли рассказали Mir24.tv, что нужно российской Арктике для развития туризма и какие маршруты становятся популярными среди туристов.
В одиночку или с попутчиками? Как организовать путешествие мечты
При слове «Арктика» в воображении всплывают образы северного сияния, белоснежных ледников, оленьих упряжек и полярных экспедиций. Между тем Арктика – это не только лед, белые медведи и Северный Ледовитый океан. На территории российской Арктики находятся различные природно-климатические зоны: арктические пустыни, тундра, лесотундра и тайга. На этих широтах расположены горные массивы и обширные плато, острова с уникальной природой, реки и озера, богатые флорой и фауной леса. Здесь были созданы несколько особо охраняемых природных территорий, в числе которых «Остров Врангеля», «Русская Арктика», «Таймырский», «Лапландский», «Большой Арктический», «Ненецкий» и другие заповедники.
Арктическая область протянулась на тысячи километров – от Кольского полуострова до Чукотки и включает территорию 9 российских регионов. Значительная часть Арктики – одно из самых труднодоступных мест на планете. Поэтому без доступной транспортной инфраструктуры сложно себе представить развитие местного туризма. К примеру, круизные суда могут проходить по Северному морскому пути только с помощью ледоколов, которые преодолевают массивы морского льда. Вместе с тем, начиная с 2000-х годов, интерес к этой области продолжает расти. По данным Ростуризма, за последние 10 лет туристический поток в Арктику вырос более чем в 1,6 раз с 725 тысяч до 1 172 тысяч человек в год.
Shutterstock/FOTODOM
Что нужно для развития арктического туризма?
«Арктике не хватает рекламного бренда, узнаваемости, а жителям России – знаний о крайнем Севере. О том, где можно увидеть северные сияния, где находится самое северное почтовое отделение России (кстати, на острове Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа) и как живут в тундре. Однако правительство уже делает шаги в сторону развития арктического туризма – при поддержке госкорпорации «Росатом» в 2019 году в Мурманске прошел «НеФорум Арктика», собравший блогеров и экспертов со всей страны. А в 2021 году на Ямале был проведен медиаконгресс, объединивший журналистов, блогеров и фотографов из 13 регионов России», – комментирует основатель и директор сервиса «Кукурента» Александр Носов.
Арктика может стать трендом в туристической индустрии. Она является интересным направлением для искушенных туристов, пресытившихся ординарным отдыхом, а также для VIP-туристов, находящихся в поиске новых ощущений. Но для обеспечения массового туристического потока необходимо разработать уникальные маршруты в разных ценовых категориях и внедрить программу туристического кешбэка.
«Сегодня вы можете выбрать интересный тур по северу страны, стоимость которого варьируется от 42 тысяч рублей на человека до 2,5 миллионов рублей за круиз на ледоколе в сопровождении известного актера, блогера или предпринимателя – это дорого для среднестатистического туриста, поэтому необходимо проработать доступные туристические программы. Как это уже реализовано в Карелии или на Алтае», – отмечает эксперт.
Генеральный директор АНО «Сад памяти» Ольга Степченко также согласна, что одним из самых серьезных недостатков является высокая стоимость билетов. По ее словам, сейчас существует не так много способов добраться до арктической зоны, и самый распространенный – это авиасообщение ввиду низкого развития железнодорожной и автомобильной инфраструктуры. Коммуникации многих районов отстают на 5-7 лет от современного развития и требует модернизации. Причем это касается как бытовых моментов, связанных с малым количеством комфортных и современных гостиниц и отелей, так и качественного покрытия мобильной связью, не говоря уже об интернете.
В целом, по стране действует программа субсидирования внутренних авиаперевозок для льготных категорий граждан (пенсионеры, молодежь от 12 до 23 лет, люди с инвалидностью). Данная программа затрагивает регионы Дальнего Востока, Крым, Калининград и прочие отдаленные регионы (Якутия, Иркутск, Улан-Удэ, Норильск, Горно-Алтайск). Приобрести билеты по данной программе получатели льготы могут примерно в 2 раза (а порой и больше) дешевле рыночной цены, комментирует основательница сообщества туроператоров «Большая Страна» Юлия Репникова.
«На мой взгляд, для развития арктического туризма правительство могло бы расширить список авиарейсов, попадающих под льготы, либо сделать перелеты в Русскую Арктику субсидированными для более широких слоев граждан. Помимо этого уже ранее обсуждалось предложение строить в Арктике глэмпинги для размещения туристов и развития отрасли.
В подобных регионах всегда очень мало средств размещения, число мест в них ограничено, они бронируются туроператорами заранее на сезон под сборные группы. Если туристический поток будет увеличиваться благодаря росту популярности арктического туризма, туристов объективно будет некуда селить», – отмечает она.
Эксперт уверена, что необходимо поддерживать такие проекты на государственном уровне и упростить для глэмпингов процедуру аккредитации. Важно, чтобы глэмпинг или туры, включающие проживание в нем, смогли участвовать в программе туристического кешбэка, которая пользуется большим спросом, способствует росту продаж и популярности внутреннего туризма. Наличие аккредитации у объекта размещения – одно из обязательных условий для получения кешбэка за бронирование.
Кешбэк за перелет по России:Как вернуть деньги за билеты на самолет?
Кроме того, существуют препятствия непосредственно и для самого бизнеса. Генеральный директор Adventure Guide Алексей Юдин считает, что российской Арктике для развития туризма не хватает ряда важных государственных решений.
Во-первых, нужна единая концепция развития. В каждом регионе российской Арктики сейчас туризм развивается изолированно, появляются туристические предприниматели, которые интуитивно создают продукты применительно к своему окружению. В то же время, например, в Норвегии регулярно проводятся семинары и рабочие встречи с местным бизнесом, предприниматели делятся опытом, как лучше «привязать» туристические услуги к земле. Во-вторых, не хватает квалифицированных кадров, людей с опытом путешествий за границей, которые могли бы создать схожие туристические продукты в России. Туризм – это сложный комплексный продукт, который включает и транспорт, и проживание, и различные активности, которые сделали бы отдых интересным и запоминающимся. Наконец, отсутствуют доступные кредиты для бизнеса, поскольку туризму для создания инфраструктуры необходимы «длинные» деньги, подчеркивает эксперт.
Маршруты и направления арктического туризма
В российскую Арктику входят регионы очень разные по своей доступности и развитию инфраструктуры, рассказывает Репникова.
Во-первых, это территории, расположенные в европейской части России, такие как Мурманская и Архангельская область. Добраться туда из Москвы и Санкт-Петербурга быстро и недорого. Есть несколько авиарейсов в сутки, ходит поезд. В Мурманске и популярных локациях (Териберка, Кировск и Апатиты – города рядом с Хибинами) есть выбор хороших мест размещения, развлечений, экскурсий, кафе и ресторанов.
Во-вторых, это арктические регионы на Урале и в Сибири. Добраться туда сложнее и затратнее. Например, чтобы попасть на плато Путорана, нужно сначала лететь до Норильска или совершить перелет Красноярск –Туруханск, при этом рейсы не каждый день. Далее – осуществить вертолетную или водную заброску на плато, которые сильно зависят от погодных условий, а в случае непогоды могут отменяться. На самом плато сейчас находится одна лишь турбаза (на озере Лама). Если же планировать маршрут к другим частям плато, например, к Большому Курейскому водопаду (самый большой водопад России), остается единственный вариант – ночевать в палатках.
Летом возможности путешествий по Арктике шире: можно перемещаться по рекам, в том числе на теплоходе – популярностью пользуются круизы по Енисею и Лене до морей Северного Ледовитого океана, а также забрасывать туристов на вертолете. А в зимнее время – только по автодорогам, которых очень мало в тундре по объективным причинам.
Shutterstock/FOTODOM
Что можно посмотреть в Арктике?
Отправиться в путешествие по Русской Арктике могут люди разного возраста, и те, кто любит комфорт, и те, кто готов к испытаниям. Главное – интерес к изучению своей страны и правильно подобранные регион, маршрут и сезон поездки.
«Выбор вариантов путешествий разнообразен. Очень много маршрутов ориентировано на природные объекты и явления – северное сияние, «полюс холода» в Оймяконе, столбы Маньпупунер в Коми и многие другие. Есть этнотуры, в которых туристы знакомятся с бытом оленеводов, их традициями, пробуют северную кухню, катаются на оленьих упряжках. Есть экскурсионные туры с фокусом на историю – например, про ГУЛАГ вам расскажут не только на Колыме, но и на Соловках, где очень тесно переплелись религия, культура и мрачное наследие XX века», – продолжает Репникова.
Наиболее комфортное для посещения Арктики время года – лето, особенно, если планировать активный отдых и посещение арктических регионов Урала и Сибири. Летом можно отправиться на сплав на Кольском полуострове, на севере Карелии и на Полярном Урале, в пеший поход и экспедиции на плато Путорана или по Чукотке. Также отправиться в круиз по сибирским рекам к Северному Ледовитому океану, на теплоходе на Белое море и Соловки и даже на ледоколе к Северному полюсу.
«Зимой можно порекомендовать экскурсионные туры на северное сияние на Кольском полуострове Мурманской области, этнотуры к оленеводам в НАО, ЯНАО и в Якутию. Кстати, в Якутии зимой ежегодно проводится фестиваль «Полюс холода», которому приурочены экскурсионные туры», – советует Репникова.
Чистая Арктика:Как шапку мира очищают от накопленного мусора?
Большой популярностью у российских туристов пользуется тур на остров Врангеля. Здесь самые большие в Арктике лежбища моржей, а одноименный заповедник включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также туристы активно приобретают туры на остров Шпицберген, прославившийся благодаря красивейшим пейзажам и законсервированным поселкам Пирамида и Грумант. Не менее популярный необитаемый архипелаг Земля Франца-Иосифа. Это самая близкая к Северному полюсу точка «большой земли», добраться до которой можно только на ледоколе или на вертолете. Что касается спортивного туризма, то мурманские Хибины славятся своими горнолыжными курортами, которые нисколько не уступают зарубежным аналогам, говорит Ольга Степченко.
«Хорошим примером в развитии экологического туризма показал себя проект «Чистая Арктика». Это не только проект по очистке и восстановлению арктической территории от накопленных за советский период загрязнений, но и хорошая возможность для добровольцев познакомиться с культурным многообразием российской Арктики. Ребята, которые участвовали в уборке территорий, приезжали из разных уголков России, многие из которых были на Севере России впервые. По итогу экспедиций они делились впечатлениями в своих регионах, после чего появилось еще больше желающих не только узнать об Арктике, но и лично посетить ее», – добавляет эксперт.