Может, из-за строгости архитектуры, а может, из-за мрачности погоды для многих Санкт-Петербург – город Достоевского. Кажется, здесь по улицам бродит бедный студент Родион Раскольников, князь Мышкин ищет встречи с Настасьей Филипповной, а Макар Девушкин зарабатывает, чтобы помочь возлюбленной Вареньке. Есть как минимум пять причин увидеть, какой он – Петербург Достоевского.
Причина 1. Купить сувенир с изображением писателя и увидеть белые ночи
«Что я теперь? Zero. Чем могу быть завтра? Я завтра могу из мертвых воскреснуть и вновь начать жить!» – говорит герой романа «Игрок». А вот самого Достоевского «zero» точно не назовешь. Спустя 200 лет произведения писателя до сих пор популярны, как и он сам.
Помимо книг, в магазинах Петербурга часто встречаются сувениры с изображением писателя. Вот, например, Достоевский – кружка, обложка на паспорт, магнит, значок, сумка и носки. Можно ли говорить, что Федор Михайлович сегодня превратился в городской бренд?
«Буквально сегодня я только что пополнила эту полку, потому что были дыры на полке огромные – это говорит о том, что его очень активно покупают. По сравнению с другими русскими писателями, наверное, он чаще продается», – говорит старший продавец магазина «Дом книги» Марианна Лапшина.
«У нас очень много сувениров с Достоевским, и каждый месяц появляется все больше и больше. Мы иногда не успеваем новое что-то доставать и класть на прилавки», – добавляет старший продавец Алина Прибыткина.
Получается, сегодня Достоевского можно назвать не только писателем, но и городским брендом. Кстати, сам Федор Михайлович недолюбливал буржуазный строй общества, когда то, что имеет спрос, должно немедленно стать товаром и быть продано как можно дороже и быстрее. Так что, возможно, сегодня ему бы не понравилось его изображение на сумке.
Хотя Достоевский и сам в свое время приложил руку к созданию бренда – белые ночи Санкт-Петербурга. Ведь они есть и в Карелии, и в Архангельске, но, чтобы увидеть уникальное природное явление, туристы едут именно в город на Неве.
Причина 2. Посетить ресторан, где обедал Достоевский, и попробовать знаменитую стерлядь
Вторая причина остаться в Петербурге – попробовать блюда XIX века в ресторане, где частым гостем был сам Федор Михайлович.
«Самовар кипел на круглом столике, чайный прибор блистал хрусталем, серебром и фарфором. На другом столе стояли на тарелках конфеты, очень хорошие, варенья киевские, жидкие и сухие, мармелад, пастила, желе, французские варенья, апельсины, яблоки и трех или четырех сортов орехи, – одним словом, целая фруктовая лавка». Так Достоевский описывает чаепитие, приготовленное герою «Униженных и оскорбленных». К слову, сам писатель поесть очень любил и в этот ресторан на Невском проспекте частенько захаживал, поскольку работал этажом выше.
«На антресольном этаже находилась типография Траншеля, где он был редактором журнала «Гражданинъ». И в течение некоего времени он там работал. Соответственно, он жил неподалеку, работал в этом здании. И у Палкина он тоже столовался», – рассказывает управляющий директор ресторана «Палкинъ» Евгений Кожухов.
Вот типичное меню 1864 года: «консоме с пирожками», «тюрбо отварное», «филе соте с шампиньонами»… Из понятного современному обывателю, пожалуй, только «стерлядь по-русски». Стоил бы такой обед 1 рубль 75 копеек.
«Мы готовим стерлядь по-петербуржски. Рецепт был реконструирован в нашем ресторане, рецепт XIX века. Стерлядь коптится на двух видах стружки – ольховой и яблочной. Ольховая дает пряность, яблочная – сладость, – рассказывает су-шеф Павел Агафонов. – Стерлядь мы используем астраханскую. В процессе приготовления также добавляем шампанское».
Попробовать блюда XIX века – еще одна причина остаться в Петербурге. Современные рестораторы воссоздали их по старинным рецептам. Говорят, именно так готовили современники Достоевского. От себя добавили только изысканную подачу.
«На гарнир к стерляди мы подаем корнишоны, оливки, маслины, каперсы, маринованные белые грибы, припущенные в раковом соусе. И украшаем базиликовым чипсом», – комментирует Павел Агафонов процесс приготовления.
Причина 3. Побывать в коморке Родиона Раскольникова
Еще со школьных лет каждый знает, что у дома Раскольникова в романе «Преступление и наказание» есть реальный прототип.
«Я Родион Романович Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать», – говорил герой Достоевского. Точно как в романе «Преступление и наказание»: с последнего, четвертого этажа, на чердак ведут 13 ступенек.
Каморка Раскольникова закрыта на стальной замок. Сюда ежедневно пытаются попасть сотни туристов. Нам удалось раздобыть тот самый ключ. Заглянем в гости к Родиону.
То, что сегодня назвали бы «эргономичной студией», в романе значится как «гроб», «клетушка» и просто «шкаф».
«Проснулся он желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в 6 длиной, до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок», – так описывается помещение в романе.
Старое окно выходит во внутренний двор. Через эти ставни «в третьему часу ночи он слушал крики пьяниц».
«Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницею ниже, в отдельной квартире». Попробуем заглянуть в гости – в апартаменты госпожи Зарницыной.
«Жить, конечно, здесь очень приятно, иногда в окно смотришь – приходят экскурсии. Соседи не очень, конечно, довольны, что люди посторонние заходят, но мне все равно. Атмосфера все равно есть!» – делится впечатлениями жилец дома Раскольникова Денис Гольцов.
Уже через пару глав Родион оказывается в дворницкой – и делает первые шаги к убийству.
«Из каморки дворника, бывшей от него в двух шагах, из-под лавки направо что-то блеснуло ему в глаза… Он осмотрелся кругом – никого. Он бросился стремглав на топор (это был топор) и вытащил его из-под лавки», – написано в романе.
Самый главный вопрос всех викторин: сколько шагов было от дома Раскольникова до дома старухи-процентщицы? Любитель деталей Достоевский и это точно указал в книге: «Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать».
Домой убийца вернется по этой же улице – в восьмом часу вечера. Петербургские экскурсоводы непременно скажут: если затаиться и ждать, можно увидеть его прозрачный силуэт.
Причина 4. Отыскать место, где едва не казнили Достоевского
А вот что писателя едва не казнили в Санкт-Петербурге, помнят немногие. Тем более не каждый назовет место, где этого не произошло.
«Ему все хотелось представить себе как можно скорее и ярче, что вот как же это так: он теперь есть и живет, а через три минуты будет уже нечто, кто-то или что-то, – так кто же? где же?» – последние мысли человека перед казнью Достоевский описал в романе «Идиот». Эти строчки – личный опыт автора. Здесь, на Семеновском плацу – сегодня это Пионерская площадь, – в 1850 году, Федора Михайловича должны были расстрелять. Приговор в последний момент отменили – заменили ссылкой.
Сегодня рядом с местом несостоявшейся казни находится Театр Юных Зрителей. Там ставят спектакли по произведениям писателя. Постановка «Бедные люди» по одноименному роману Достоевского в репертуаре ТЮЗа с 2006 года. Правда, совсем молодую публику на нее не пускают: возрастное ограничение – 16+.
Этот спектакль мы играем на малой сцене, но однажды в Великом Новгороде нам пришлось его играть для большого зала – тысяча человек! Это были, конечно, школьники, группы – то, что называется «культпоход». Мы очень волновались. Но, к нашему удивлению, мы поразились и восхитились этим зрительным залом, который был чуток и внимателен», – рассказывает исполнитель роли Макара Девушкина, актер Валерий Дьяченко.
Сегодня в театрах по всему миру играют «Братьев Карамазовых», «Преступление и наказание», а Федора Михайловича называют величайшим драматургом, который никогда не писал для сцены.
Причина 5. Посетить музей писателя и познакомиться с его родственницей
Музей Достоевского обязателен для посещения почти у всех туристов, приезжающих в Санкт-Петербург. Здесь, в доме №2 великий русский писатель провел последние годы своей жизни. Теперь внутри – музей. Но увидеть уникальный живой «экспонат» здесь можно крайне редко. У входа в музей, в сердце Петербурга, на пересечении улицы Достоевского и Кузнечного переулка нас встречает Дарья Достоевская. В начале своей журналисткой карьеры Дарья приехала в музей писать статью про новую выставку.
«Я протянула визитку организаторам выставки, говорю: приглашайте на следующие мероприятия, если будет что-то интересное. Развернулась, стала уходить, и мне вслед начали кричать: «Стой! Вернись! Да как тебе не стыдно, да как ты посмела?!» Я вообще не понимаю, что происходит, оборачиваюсь, и оказывается, люди были возмущены тем, что я, работая в какой-то газетенке, посмела взять себе псевдонимом имя великого писателя», – рассказывает журналист Дарья Достоевская.
Дарья не растерялась: зашла в кабинет литератора и положила на его рабочий стол свой паспорт. На зеленом сукне до сих пор лежит последнее письмо писателя – к издателю, под ним уверенная подпись: Ф. Достоевский.
«Сами же сотрудники музея мне подсказали, в какую сторону можно посмотреть, покопать. Они предположили, что предком может быть кто-то из братьев Федора Михайловича – семья была большая. И в итоге путем поиска по всяким архивам, в том числе ярославским, выяснилось, что предком является Андрей Михайлович Достоевский, родной брат Федора Михайловича, который был архитектором. Ну и получается, что Федор Михайлович – это мой двоюродный прапрапрадедушка», – говорит Дарья Достоевская.
Интерьеры музея воссозданы по фотографиям, лишь несколько предметов были в руках самого Федора Михайловича. Среди них портмоне, перо и рукопись – дневники писателя. Впрочем, этого оказывается достаточно, чтобы почувствовать атмосферу эпохи Достоевского.