Известно, что на человека и его здоровье влияет огромное количество различных факторов.
Все они были разделены на четыре большие группы и выявлено влияние каждой из этих групп на организм человека:
-
медицина оказывает влияние на 10%;
генетические факторы (наследственность) — 15%;
экологические факторы (окружающая среда) — 25%;
образ жизни человека — 50%.
Становится понятно, что именно образ жизни оказывает самое серьезное влияние на здоровье каждого человека. Образ жизни — modusvivendi — в переводе с латинского языка, обозначает систему взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Г.Л. Апанасенко определяет образ жизни как социальную категорию, которая включает уклад и стиль жизни. По определению Всемирной организацией здравоохранения, образ жизни — это способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида.
В настоящее время определены несколько составных частей, которые входят в модель образа жизни и позволяют исследовать их влияние на здоровье различных групп населения:
-
производственная активность;
общественно-политическая активность;
социальная активность;
деятельность в быту;
социально-культурная активность;
физическая активность;
медицинская активность и др.
Для сохранения и укрепления здоровья человеку необходимо вести здоровый образ жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жизни — комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек.
Г.П. Артюнина определяет здоровый образ жизни человека, как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни, и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций.
В.В. Колбанов трактует ЗОЖ как максимальное количество биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достижению активного долголетия.
Б.Н. Чумаков описывает понятие здорового образа жизни, как «типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций».
Составляющими ЗОЖ являются:
1. рациональное питание;
2. полноценный сон;
3. соблюдение режима труда и отдыха;
4. закаливание;
5. соблюдение гигиенических норм и правил;
6. отказ от вредных привычек;
7. дозированные физические нагрузки;
8. сексуальная культура, рациональное планирование семьи;
9. психологический комфорт и др.
Необходимо обратить внимание на такую составляющую образа жизни, как вредные привычки. Распространено мнение, что вредными привычками являются наркомания, алкоголизм и табакокурение. На самом деле это болезни наркологического профиля и разговор о них пойдет в соответствующем разделе.
А к вредным привычкам относятся нарушение режима, переедание, неправильная поза при сидении/использование высокой подушки во время сна, привычка грызть ногти и т.д., и т.п. Существуют даже целые своды правил о том, как правильно сидеть, чистить зубы, вставать утром с постели..,
В валеологии принято определять по специальным методикам и системам такие индивидуальные показатели, как биологический возраст, количество здоровья, резерв здоровья и др. Это необходимо делать для прогнозирования перспектив личного здоровья каждого заинтересованного в этом человека и разработки в соответствии с этими показателями индивидуальных здоровьесберегающих программ.
В зависимости от того, какой образ жизни ведет индивид, состояние его здоровья может сохраняться, укрепляться или ухудшаться. У человека, ведущего здоровый образ жизни, как правило, биологический возраст соответствует паспортному, а у того, кто не бережет свое здоровье, он опережает хронологический возраст.
Биологический возраст (анатомо-физиологический) — соответствие биологического состояния организма уровню развития, показателям основных физиологических систем и количественной характеристике здоровья, наиболее типичным для определения паспортного возраста. Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Он может не соответствовать хронологическому возрасту.
Паспортный возраст (хронологический) — период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления.
По мнению Н.М. Амосова, количество здоровья — это сумма «резервных мощностей» основных функциональных систем организма. Чтобы дать количественную оценку состоянию здоровья, надо оценить отдельные его элементы и выявить степень взаимосвязи между ними.
Понятие образа жизни взаимосвязано со следующими его категориями:
-
условия жизни,
качество жизни,
уровень жизни,
стиль жизни.
Условия жизни — условия, определяющие (социальные) и опосредующие (природные) образ жизни.
Качество жизни — степень комфорта в удовлетворении потребностей человека.
Уровень жизни — экономическая категория, предоставляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.
Стиль жизни — поведенческие особенности жизни человека.
Формирование ЗОЖ — это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек; овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.
Поэтому процесс формирования здорового образа жизни населения включает следующие друг за другом этапы:
информирования населения о факторах риска и степени их влияния на состояние здоровья;
формирования убежденности в необходимости выполнения рекомендаций по устранению факторов риска;
воспитания навыков, оказывающих благоприятное влияние на здоровье и сводящих к минимальному действие отрицательных факторов.
Формирование навыков здорового образа жизни должно быть комплексным и сочетать осуществление общегосударственных мероприятий с индивидуальным поведением. Комплекс устойчивых и полезных для здоровья привычек рационально начинать вырабатывать в детстве.
В этом возрасте при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта — комплекс привычек здорового способа жизни вырабатывается легко и закрепляется на всю жизнь. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в детстве. затем в юности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем.
Шурыгина Ю.Ю.
Источник: