Как показывает практика, такие случаи встречаются в семьях с проявлениями бытового насилия и скрытой тирании. Поэтому ответить на вопрос о том, почему ребенок проявляет агрессию точнее всего смогут сами родители и их ближайшее окружение. О том, как бороться с агрессией ребенка и другими негативными чертами его характера, подскажут опытные психологи. Перед тем как реагировать на агрессию ребенка, тщательно проанализируйте поведение взрослых членов семьи на предмет того, нет ли подобных примеров в повседневности. Итак, если ребенок проявляется агрессию, что делать, могут сказать только специалисты, разбирая детально каждый индивидуальный случай. А пока приведем общие рекомендации.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ СКРЫТЬ 1 Как помочь ребенку справиться с агрессией 2 Возникновение и проявление агрессии и агрессивного поведения у детей раннего дошкольного возраста 3 Если у ребенка проявляется злость и агрессия 4 Сложный характер у ребенка: какие отрицательные черты настораживают и требуют особого внимания 5 Причины лжи в детском возрасте 6 Помощь ребенку в перевоспитании негативных черт характера
Как помочь ребенку справиться с агрессией
Если ваш ребенок проявляет однократно агрессию или злость, не стоит переживать по этому поводу, так как такое проявление является естественным. Перед тем как убрать агрессию у ребенка, усвойте, что малыш не может быть злым от природы. За таким поведением всегда стоят определенные причины, а злость – это естественное отражение внутренних или внешних проблем ребенка, которые он может пока выразить лишь таким способом. Но случается так, что если вовремя не помочь малышу, агрессия станет устойчивой формой поведения, а затем и качеством личности.
Существует несколько способов того, как помочь ребенку справиться с агрессией и научить его контролировать данное негативное чувство. Для того чтобы избавить ребенка от злости, предложите ему, например, порвать листы бумаги или скомкать их, а затем покидать ими друг в друга или в стену. Но только обязательно покажите, как это делать, и вовлеките его в это занятие.
Возникновение и проявление агрессии и агрессивного поведения у детей раннего дошкольного возраста
Возникновение агрессии у детей зачастую бывает внезапным и не контролируемым процессом. Но родителям не нужно сразу же бросаться запрещать или подавлять проявление злости, для начала стоит разобраться в причинах, которые вызывают агрессию у детей раннего возраста и подобное поведение.
Проявление агрессии у детей дошкольного возраста может быть связано с тем, что малыша обижают и унижают. Такое отношение может вызвать здоровую злость, которая поможет ему защитить себя.Агрессия и агрессивное поведение у детей может быть спровоцировано тем, что были нарушены границы их личного пространства, т. е. кто-то забрал у них игрушку или ударил. Ребенок устал, сильно испугался или болен. Свое бессилие он может выражать злостью.Родители уделяют мало внимания своему малышу. Если ребенку не хватает тепла и заботы, он пытается при помощи злости обратить на себя внимание.Один из членов семьи проявляет скрытую или открытую агрессию. Малыш копирует поведение близких, думая, что это является нормой.Ребенок не чувствует себя достаточно защищенным, и нападая на других, он таким образом пытается предотвратить нападки в свой адрес.Малыша часто критикуют, он привыкает считать себя плохим.Ребенок пережил серьезную стрессовую ситуацию.Стоит разобраться, какие существуют формы проявления агрессии.
Она может быть выражена словесно, когда малыш кричит, обзывается, оскорбляет товарищей, угрожает. Также агрессия находит выражение и в физической форме, когда ребенок бьет других детей и взрослых, кусается, толкается, кидает предметы, ломает игрушки, разрушает работу приятеля. Существует еще и форма скрытой агрессии, когда малыш игнорирует просьбы родителей, ябедничает, манипулирует людьми, провоцирует другого ребенка, чтобы взрослые его наказали.
Если у ребенка проявляется злость и агрессия
Различают приемлемые и неприемлемые формы, в которых проявляется злость и агрессия у ребенка, в зависимости от этого необходимо принимать соответствующие меры. Приемлемые формы – это те, которые родители могут поддерживать, например, можно разрешать ребенку изображать на рисунках разнообразные формы агрессии (драки, войны и др.), бросать игрушки, предметы, бить подушки, спортивную грушу, ломать старые игрушки, заниматься единоборствами в спортивных секциях, словесно выражать свой протест, обязательно объясняя «почему», бороться с папой, если он не против и до тех пор, пока это не причиняет ему боль.
Неприемлемые формы – те, которые необходимо пресекать, если у ребенка проявляется агрессия в самом неприглядном виде: не разрешать ребенку оскорблять и унижать людей, физически издеваться над более слабыми и особенно животными, провоцировать других и манипулировать их чувствами.
Агрессивность ребенка может развить дух инициативы или, наоборот, породить в нем замкнутость и враждебность, может сделать его упорным в достижении цели или сделать безвольным. И это далеко не все возможные последствия.
Что же должны делать родители, если ребенок проявляет агрессию по отношению к другим людям? Несколько общих правил на этот счет.
Выясните сами или с помощью психолога, что является первопричиной такого поведения. Относитесь внимательнее к потребностям ребенка. Помните, что зачастую агрессивное поведение маленького человека – это всего лишь попытка защитить себя или привлечь внимание родителей. Просто малыш еще не знает, как сделать это другими способами.Помните также и о том, что подавление агрессивного поведения не устраняет его, а наоборот, усиливает. А если вы будете игнорировать его, то малыш сделает вывод, что такое поведение разрешено, что может в скором времени перерасти в привычку. Будьте последовательны в искоренении агрессии, как и в других воспитательных моментах, не реагируйте сами агрессивно на подобное поведение ребенка. Объясняйте ребенку, что вы его любите, но не одобряете того поступка, который он совершил.Частое использование наказаний и запретов приводит к тому, что ребенок начинает подавлять свой гнев. Не выраженная вовремя агрессия в дальнейшем может перерасти в агрессию по отношению к себе (аутоагрессию), которая проявляется в обкусывании ногтей, нанесении себе увечий, болезненных состояниях. Также это может привести к появлению в характере ребенка пассивно-агрессивных черт.В случае проявления незначительной агрессии относитесь к этому спокойно, по возможности не реагируйте на нее. Если агрессия малыша не выходит за рамки допустимых пределов и имеет объяснимую причину, выслушайте его, дайте ему возможность отреагировать, а затем переключите его внимание на что-то другое.Если ребенок проявляет агрессию, понятно, что у взрослых это вызывает тоже сильные отрицательные эмоции (раздражение, гнев, беспомощность, страх), но постарайтесь сами не поддаваться этим эмоциям, контролируйте свое поведение. Поймите, что, если вы запретили что-то ребенку, он может отреагировать злостью на запрет, не нагнетайте ситуацию и не накладывайте свою агрессию на агрессию ребенка. Проследите за тем, как вы и близкие для малыша люди сами выражаете злость, ведь он, скорее всего, копирует ваше поведение в стрессовых ситуациях. По возможности старайтесь свести на нет просмотр телепередач и фильмов агрессивного содержания.Учите ребенка понимать свое эмоциональное состояние и сопереживать чувствам других, объясните, как можно выражать гнев приемлемыми способами и нести ответственность за свои поступки.Относитесь к окружающему вас и вашего малыша с позитивным настроем, ведь он будет относиться к миру так же, как и вы.
И наконец, если вы все же не можете самостоятельно справиться с агрессией ребенка, если она переходит в форму жестокости, обратитесь за помощью к специалисту. И помните, что положительные изменения произойдут лишь в том случае, если проявлять последовательность во всех воспитательных моментах, а также терпение и внимание к нуждам, потребностям и чувствам малыша.
Сложный характер у ребенка: какие отрицательные черты настораживают и требуют особого внимания
Существуют и другие отрицательные черты характера ребенка: упрямство, лживость, инфантилизм и пр.
Сложный характер у ребенка — это упрямство, или антивнушаемость, является одним из ранних проявлений отрицательного характера ребенка. Благодаря внушаемости малыш проходит этапы трансформации в обществе, находит свое место в нем. Внушаемость и упрямство следуют рядом друг с другом. Упрямство начинает формироваться несколько позже внушаемости и проявляется неравномерно. Существует несколько «возрастов упрямства».
Первый – между 2,5-3,5 годами. Ребенок становится капризным, запреты старается нарушить, делая назло или желая проверить, действительно ли это нельзя. Стремление родителей переломить или наказать ребенка за плохой характер может нанести вред для развития его личности, так как именно в этот период малыш учится неосознанно утверждать свою волю и осознавать собственное «Я».
Второй – в возрасте 6-7-ми лет, иногда в 8-9. Происходит примерно то же, что и на предыдущем этапе, но приобретает другие очертания. Это могут быть скандалы из-за уроков, одежды, плохое настроение и др. В этот период перед ребенком ставится множество задач, а ему приходится отстаивать свое право делать то, что ему хочется. Поэтому родителям важно не переусердствовать с требованиями, но и не требовать вовсе тоже нельзя, а найти золотую середину, чтобы все в порядке было и с учебой, и с формированием личности ребенка.
Особые черты характера ребенка, требующие особого внимания, могут свидетельствовать о патологиях развития центральной нервной системы. Дети, которые более одарены, меньше склонны ко лжи, но не в общем, а лишь в тех ситуациях, когда знают, что их способности могут гарантировать им успех. Детям с более низкой успеваемостью приходится лгать, чтобы избежать неудачи или дополнительной работы.
[includeme file=”wp-content/plugins/include-me/goog-left.php”]
Взрослым не следует забывать, что упрямство возникает в тех случаях, когда дети чувствуют ущемление своих прав, когда их самооценка ставится под сомнение, когда взрослые подавляют их активность и стремление к самостоятельности, и даже тогда, когда им скучно. В такие моменты ребенок следует не тому примеру, который ставят перед ним взрослые, а тому, который выбирает сам, а выбирает он того, кто ему более интересен и приятен.
Третье обострение упрямства происходит в подростковом возрасте. В период, когда ребенок переживает гормональные всплески, когда максимально действуют и внушаемость, и антивнушаемость. Подросток активно стремится познать окружающий мир и себя в нем, он хочет испытать неизвестное, примерить новые роли. У него возникает потребность в любви, уважении, доверии. В то же время все больше он хочет оградить себя от внушений близких ему людей, и прежде всего родителей. Нужно знать, какие черты характера настораживают в ребенке специалистов по психологии и педагогике для того, чтобы своевременно реагировать на их проявление.
В подростковом возрасте меняется отношение ребенка к себе, он стремится закрыть свой мир, оградить его от вторжения взрослых, открытость, склонность к диалогу и потребность в нем отпадают. В этот период дети остро реагируют даже на безобидные вопросы родителей, воспринимая их как попытку вторжения в их личную жизнь.
Причины лжи в детском возрасте
Ложь в детском возрасте также является одной из отрицательных черт характера. Чтобы определить, как себя вести в ситуации, когда ребенок лжет, родителям важно установить мотивы данного поведения.
Поэтому давайте рассмотрим основные причины детской лжи, которые встречаются повсеместно:
- Стремление избежать наказания.Желание получить то, что недоступно другими способами.В целях самозащиты или защиты друзей от неприятностей.Стремление получить одобрение, признание и интерес со стороны сверстников.Во избежание неловкой ситуации.Сохранение в неприкосновенности своей личной жизни и внутреннего мира.Стремление доказать свое превосходство над другими.Стоит сказать, что этими мотивами руководствуются не только дети, но и взрослые. У старших детей и подростков некоторые из приведенных выше причин становятся доминирующими.
Но есть дети, больше других склонные ко лжи. Почему так бывает?
Во-первых, замечено, что чем выше интеллект, тем ниже процент лжи. Правда, прямая связь между уровнем интеллекта и честностью не выявлена.
Во-вторых, ко лжи склонны те дети, которые имеют трудности с социальной адаптацией.
В-третьих, лживость может стать одним из проявлений склонности к манипулированию.
В-четвертых, обманщиками дети могут стать вследствие семейного воспитания – если лгут родители, лгут и дети. Отрицательно влияют и друзья, которые используют ложь, чтобы скрыть свои нелицеприятные поступки.
Детская ложь также может претерпевать возрастные изменения. Выделяют два возрастных периода: первый -3-4 года, когда ребенок впервые может пойти на обман; второй – подростковый возраст, когда лгание достигает своего пика, а затем снижается.
У некоторых детей склонность ко лжи может иметь грубые стойкие формы, трудно поддающиеся исправлению. Такое поведение, по мнению специалистов, характерно для людей с гипертрофированным самолюбием, стремлением выделиться или привлечь к себе внимание других. Это могут быть эмоционально незрелые подростки, за лживостью которых скрывается желание преувеличить собственные достоинства.
Встречаются дети, которые ложью компенсируют свою психическую или физическую ущербность. Очень часто это застенчивые, боязливые, послушные дети, обманывающие не столько для того, чтобы подчеркнуть свои достоинства, сколько для того, чтобы заинтересовать других рассказом или историей. Они очень переживают, если ложь обнаруживается, но потом снова прибегают к ней.
Помощь ребенку в перевоспитании негативных черт характера
Некоторые отечественные психологи рассматривают природу детской лжи в контексте проблемы психологического инфантилизма. Родительская помощь ребенку в перевоспитании негативных черт его характера может проявляться в личном примере, беседах, работе с психологом.
Инфантилизм – психическая незрелость, которая характеризуется преобладанием черт характера и поведения, свойственного более младшему возрасту.
Выделяют две основные формы психического инфантилизма у детей и подростков: гармонический и дисгармонический. Первый вариант носит необычный, но нормальный характер, проявляется в 7-8-летнем возрасте, когда обнаруживается отставание темпов психического развития ребенка от возрастных норм. Поведение ребенка соответствует более младшему возрасту: он более капризен, стремится идти по пути наименьшего сопротивления, у него преобладают игровые интересы. В школе такие дети неусидчивы, стремятся к развлечениям, выражают бурные и поверхностные эмоции. К 11-12-ти годам черты психологической незрелости бледнеют и в подростковом возрасте исчезают совсем. Но иногда темпы психологического созревания слишком замедляются и в подростковом возрасте инфантилизм может сохраняться или быть достаточно сильно выраженным (слабоволие, внушаемость и подчиняемость более сильным), что приводит к нарушениям поведения. Такие подростки зачастую попадают в плохие компании, пристращаются к алкоголю, курению и даже наркотикам.
Неприемлемое поведение – это не так страшно, как кажется, если, конечно, оно не переходит в черту характера ребенка. Формы такого поведения разнообразны и по-разному проявляются у детей в том или ином возрасте. В некоторых случаях отклонения от нормы поведения могут быть своеобразным знаком протеста, способом выхода из психотравмирующей ситуации, формой защиты.