Дети и деньги: как сформировать финансовую грамотность? | статьи на bitclass

Сколько денег можно давать детям, и где школьники могут заработать сами? На эти вопросы в эфире телеканала «МИР 24» ответила психолог Елена Кузина.

— Многие родители задаются вопросом, с какого возраста детям можно давать карманные деньги?

Елена Кузина: Точной инструкции, с какого возраста и какую сумму нужно давать, конечно же, не существует. А каждый родитель прекрасно понимает, что это индивидуальный подход. Кому-то это подходит с ранних лет – деньги в копилку, кому-то мы говорим: никогда, потому что мы знаем, что есть проблемы и деньги нежелательны. Безусловно, мы говорим об индивидуальном подходе к каждому ребенку. Возможно, мой ответ не понравится. Но я прежде всего хотела бы обратить внимание родителей, что некарманные деньги формируют финансовую грамотность, формируют финансовую дисциплину. У нас, к сожалению, так сложились отношения с деньгами, что вот той самой финансовой грамотности, финансовой дисциплины нет, и мы столкнулись с тем, что ее нужно развивать.

На Западе дети богатых состоятельных родителей моют машины, подрабатывают официантами, в отелях, в службе анимации, чтобы иметь возможность отдохнуть. Вот это формирование финансовой грамотности заложено в семье. Родители понимают причинно-следственные связи. Нельзя вдруг завтра сказать: за «пятерки» я тебе буду платить или за какой-нибудь проступок я не буду давать тебе карманные деньги. Я все же призываю к тому, чтобы относительно ощущений от своего ребенка мы формировали ту самую финансовую грамотность. Чтобы это было не «преступление-наказание», а стройная гармоничная система. И здесь я дам еще очень важный совет: если вы взялись за это, возьмите на себя ответственность довести эту систему до конца. Мы садимся с ребенком и обсуждаем с ним необходимость, мы объясняем ему, какой навык ему мы хотим развить, какую задачу мы решаем.

— С какой суммы стоит начинать?

Елена Кузина: Нет таких рекомендаций.

— И насчет возраста тоже?

Елена Кузина: Кому-то бабушки с дедушками уже с трех лет кладут в копилочку деньги. Во многих семьях такая практика есть. Кто-то открывает счет, чтобы это был накопительный счет, которым ребенок может распоряжаться. Но возьмите ответственность на себя, что вы не можете отбирать то, что лежит в копилке у ребенка. А так каких-то рекомендаций по возрасту нет. Если же ребенок проблемный, и родители знают, что он что-то употребляет, то о каких наличных может идти речь?

— Должны ли родители оговаривать, на что ребенок может потратить деньги?

Елена Кузина: Возникает вопрос: ребенок накопил деньги и хочет собаку или кошку. Он говорит, что хочет купить, это же его деньги. Но мы понимаем, что появление животных в доме касается уклада всех членов семьи. Или мотоцикл, мопед. Ребенок говорит, что хочет его купить. Как ответить на вопрос, нужно ли обсуждать, на что?

Должны ли родители контролировать траты детей и как это можно сделать лучше?

Елена Кузина: С определенного возраста родитель должен взять ответственность за роль играющего тренера. Он подсказывает, постоянно смотрит на площадку, следит за игрой, но в какой-то момент он уже не может выйти на площадку, где началась взрослая игра. Это прекрасная метафора, которая подходит в ответ на вопрос, как контролировать.

— Насколько сильно современные подростки зависят от денег? Насколько им важно иметь их?

Елена Кузина: Как в семье складываются эти отношения. Кто-то привык, что расплачиваются родители, у кого-то в культуре семьи есть история: ты накопил, расплатись своими. Нельзя говорить о том, нужно ли. Основная боль родителей, основной запрос о том, что они сами осознают, что с какого-то момента для детей они начинают играть роль банкомата. Я спрашиваю, как давно это началось, как вы дошли до такой жизни.

— Стоит ли давать детям банковские карточки?

Елена Кузина: По банковской карточке есть лимит. Больше понятна история, когда банковская карта привязана к основному счету, родитель получает смс, ребенок в курсе этого, по банковской карте с определенного возраста может быть установлен лимит снятия денег за определенный период. Ребенок еще не наделен мерой ответственности, он может потерять карту.

— Где и кем может работать ребенок?

Елена Кузина: Важно, насколько родители допускают идею того, что ребенок где-то будет находиться. Есть семьи, в которых дети внутри семьи подрабатывают на каких-то позициях: вплоть до того, что у главврача клиники может дочка мыть пол, потому что у них в семье это нормально. Она понимает, что ребенок уже в системе родительского бизнеса. Сейчас уже есть система репетиторства, а также когда в последних классах школы дети сидят с другими детьми.