Новый учебный год в школах ознаменуется новыми правилами и защитными мерами в связи с борьбой с коронавирусом. Роспотребнадзор ранее потребовал составить индивидуальное расписание занятий для каждого класса, что вызвало множество вопросов в учебной среде. Однако выход все-таки удалось найти: например, в московских школах учеников разобщат в рамках параллели. Каким будет учебный процесс с 1 сентября и что об этом думают заслуженные педагоги и психологи, выясняла корреспондент «МИР 24».
По новым правилам каждая школа устанавливает свой график обучения, а это значит, что время начала и окончания уроков будет отличаться. Первыми учебный день начнут младшие классы, так как их в школу обычно приводят родители. Они будут учиться в промежутке с 8 до 8:45 утра. Позднее всего к занятиям приступают 7-8 классы – с 8:45 до 10:30. Звонков в этом году в школах не будет. Уроки могут длиться 40-45 минут, а перемены – от 10 до 30 минут.
Все входы в школу будут открыты, на каждом из них установят турникеты и посадят охранника. У учеников в обязательном порядке будут измерять температуру: если она превысит 37 градусов, то к занятиям ребенка не допустят. На входах также появятся санитайзеры, маски и перчатки – ими школьники могут пользоваться по желанию. У каждого временного входа рекомендуется установить гардероб, для раздевалок можно использовать рекреацию.
«Если говорить с позиции человека социально ответственного, то мы на первое место выдвигаем безопасность, – комментирует учитель московской школы №1409, лауреат конкурса «Учитель года – 2014» Сергей Цыбульский. – Конечно, много лет подряд мы делали школу максимально удобной для ребенка, учителей и родителей. Но мы сейчас оказались в уникальной ситуации, и как и что делать в этих условиях, никто не знал. Мы стараемся сделать так, чтобы поход в школу был безопасным. Если ребенок принесет вирус домой, что будет с его близкими – это очень важный вопрос.
Новые условия, несомненно, будут мешать комфорту учеников. Но как проработать в маске шесть уроков подряд – я тоже пока не представляю. Конечно, это будет дискомфортно и проблемно. Но надо понимать, что это делается ради спасения жизни других людей».
За каждым классом будет закреплено свое учебное помещение. Покидать его можно будет только для посещения уроков физики, химии, биологии, технологии, физкультуры и иностранного языка. На перемены выходить можно, но только по разработанному графику.
«Среди моих коллег разное отношение к COVID-19, среди преподавателей есть те, кто поддерживает безопасность, а есть те, кто в вирус не особо верит. Многим сейчас кажется, что опасность прошла, но это не так. У некоторых преподавателей может возникнуть ощущение, что маска не нужна и она только мешает. Но есть общее распоряжение, приказы Роспотребнадзора, поэтому мы должны подчиняться общим правилам. Я представляю, какие возмущения будут среди родителей, они будут говорить, что их детям не комфортно в новых условиях. Но большая часть родителей не в восторге и от дистанционного обучения, им оно не понравилось. Некоторые боятся за своих детей, поэтому согласны на дистанционное обучение, другие – переводят детей на домашнее», – отмечает Цыбульский.
Обедать в столовой можно будет по параллелям, в противном случае, дети должны сидеть на расстоянии полутора метров друг от друга.
Что касается дополнительных занятий – например, продленки или кружков, – в московских школах они будут работать, но заниматься там смогут лишь школьники с одной параллели, по крайней мере, до 1 октября. Кстати, за лето почти все учителя прошли обучение по дистанционному преподаванию и готовы к такому формату работы лучше, чем весной.
«За три месяца проведена колоссальная работа в этом направлении. Главная ошибка была в том, что большинство учителей, не работавших дистанционно, продолжили работать дистанционно также как в классе: 36 человек вышли в эфир, их опросили – и все. Но сейчас мы более подготовлены. Платформы тоже лучше работают, например, Zoom теперь работает неограниченное количество времени», – добавляет Цыбульский.
В отличие от взрослых, познавших плюсы удаленной работы, дети сидеть дома не хотят. Пожалуй, впервые они рвутся в школу, чтобы проводить время вместе. Несмотря на то, что линеек и мероприятий в этом году почти не будет, школы постараются сделать все возможное, чтобы дети почувствовали праздничную атмосферу.
«У меня все дети в классе сказали, что очень хотят в школу, им надоело сидеть дома. Им не хочется сидеть за компьютерами больше, у них болят глаза. Очень сильно от дистанционного обучения уставали и учителя: провести урок в Скайпе в два раза сложнее, чем в классе. Почти нет обратной связи, ты просто видишь лица, но не знаешь, понимают ли они информацию, что они делают.
Дети хотят быть вместе и впервые говорят, что они хотят ходить в школу. В отличие от взрослых, которым теперь удобнее работать дома. Эта ситуация изменила подход, заставила пересмотреть жизненные позиции. Но для детей главной остается школа. Может быть, сейчас не будет мероприятий, как раньше, но мы все равно готовим праздник для младших классов. Учителя и школа сделают все, чтобы для детей был праздник, просто в другом формате», – заключил Сергей Цыбульский.
Многие родители не верят в опасность коронавирусной инфекции, соответственно, их ребенок переносит модель из семьи в школу. Поэтому психолог-педагог Наталья Малышева советует учителям больше общаться с родителями.
«Многие родители против масок, проблема тут не в школе, а в семье. Они не верят в существование коронавируса и категорически отказываются носить маски. Соответственно, ребенок несет модель из семьи в школу. Нужно прорабатывать взаимоотношения в семье, поэтому учителям надо разговаривать с родителями, объяснять. А родителям надо понять, что учитель – всего лишь исполнитель, он не по собственному желанию вводит эти нормы. Если учитель начнет сопротивляться, его лишат премий, доплат, рабочего места. Родителям стоит работать с детьми, объяснять, что эта мера временная. Можно заменить белые некрасивые маски на цветные и яркие, которые помогут относиться лояльно к маске на лице», – советует Малышева.
Если родители и дети категорически против новых правил, то не нужно искать конфликт со школой, достаточно просто перевести ребенка на дистанционное обучение, рекомендует психолог.
«Осень – это всегда время острых респираторных вирусных инфекций, поэтому просто введите в свой рацион продукты и витамины, позволяющие улучшить иммунитет. Если вдруг ваш ребенок ходит в маске, а другой его за это оскорбляет, учите его поведению в конфликтной ситуации – не реагировать. Если дети не согласны с устоями школы, вы тоже категорически против средств безопасности – переводите детей на дистанционное обучение», – заключила Малышева.