В Бишкеке более шести тысяч должников остались без электричества. Из-за пандемии жителям предоставлялась отсрочка на три месяца, но она истекла еще в июле. Корреспондент «МИР 24» Майя Смехова узнавала подробности.
Очереди на входе уже несколько дней. Как только в домах должников отключили электричество, они поспешили в отделение «Энергосбыта» оплатить счета. Чтобы хоть как-то соблюдать безопасную дистанцию, в помещение впускают по одному. Сотрудники компании призывают не создавать ажиотаж и объясняют, что оплатить долг можно, не подвергая себя риску заражения.
«Необязательно приходить в «Энергосбыт», необязательно стоять в очереди. Современные средства оплаты – это терминалы, мобильные кошельки – позволяют удаленно оплачивать, и отключенный абонент при погашении задолженности будет автоматически подключен», – рассказал начальник службы сбыта по Бишкеку ОАО «Северэлектро» Сарман Какенов.
Сумма задолженности бытовых потребителей в столице превысила один миллион сто тысяч долларов, коммерческих и муниципальных – миллион триста. По решению правительства жителям давали отсрочку на три месяца, прошло больше четырех. Оплачивать долги люди не торопились.
Очень важные советыКак защититься от «наездов» кредиторов
Отключения коснулись лишь тех, кто вообще не оплачивал счета на протяжении трех месяцев. У июльских должников свет еще есть. В компании прекрасно понимают, у многих граждан нет денег, но и предоставлять электричество бесплатно им тоже не могут, средства нужны на подготовку к зиме закупку оборудования и проведение ремонтных работ.
«Получается, что есть такие абоненты, которые до сих пор не оплачивают. Но после отключения приходят, пишут заявления соглашения на частичную оплату», – отметил старший инспектор первомайского района по Бишкеку ОАО «Северэлектро» Тынар Жузумалиев.
В частном секторе города установлены «умные» счетчики. Они позволяют удаленно отключать или подключать абонентов и предотвращать воровство электричества. У большинства жителей многоэтажек счетчики старые, поэтому отключать свет специалистам приходится вручную. Доходит до конфликтов.
«При отключении абоненты с инспекторами ситуации идут до драки. Но вот в эти моменты инспектор уже звонит руководству, что этот абонент не оплачивает. У нас по «Бишкекэнергосбыту» есть юристы, обращаемся к юристам и с юристом этот вопрос уже решаем», – добавил Тынар Жузумалиев.
В Бишкеке 245 тысяч бытовых абонентов, из них у половины есть задолженность как минимум за месяц. Пока на крайние меры «Энергосбыт» не идет, но в компании предупреждают, еслис ейчас не начать подготовку к холодам, зимой будет много аварийных отключений.