Невозможно полноценное развитие ребенка в семье, где роли отца и матери выпадают на долю одного человека. В этом случае происходит психологический перекос. Ребенок не сможет в будущем правильно и успешно строить свои взаимоотношения с противоположным полом, поскольку у него не заложены основы полной семьи. Поэтому неполная семья является негативным фактором. А полная семья — это залог правильного воспитания малыша и развития в нем коммуникационных навыков. Рассмотрим основные роли, взаимоотношения и проблемы полных и неполных семей.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ СКРЫТЬ 1 Что значит и какая семья считается полной полноценной: понятие, плюсы и преимущества 2 Особенности полной и неполной семьи: дети без полноценной семьи 3 Какова роль семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста 4 Роль семьи: отца и матери в воспитании ребенка 5 Проблемы воспитания ребенка в полной семье 6 Взаимоотношения с детьми, воспитывающимися в полной семье
Что значит и какая семья считается полной полноценной: понятие, плюсы и преимущества
Полная полноценная семья – одно из самых важных социальных образований, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Существует большое количество подходов к изучению сложности и многогранности данного явления, влияния полных и неполных семей на формирование личности человека. Нужно знать, что значит полная семья и как правильно выстраивать в ней взаимоотношения.
Плюсы полной семьи для ребенка заключаются в том, что она является центром его развития, особенно когда он маленький. Она оказывает довольно большое воздействие на то, каким он станет в будущем, какое место в обществе займет. Действительно, наличие или отсутствие одного из родителей может негативно сказаться на всем последующем развитии.
Преимущества полной семьи сложно переоценить – это важнейшее условие для воспитания ребенка. Но если в семье есть мама и папа, то это не значит, что все условия для нормального развития ребенка выполнены и можно больше ничего не предпринимать, а только поучать малыша. Понятие полная семья означает, что родители должны быть дружны, любить и уважать друг друга, должны присутствовать взаимопонимание, уважение и интерес родителей к делам ребенка, постоянная забота друг о друге. Наличие или отсутствие этих факторов создает особую для каждой семьи атмосферу и стиль жизни, а это еще зависит и от кругозора родителей, от того, как они используют свое свободное время, их умения организовать жизнь семьи и вовлечь в эту жизнь детей.
Поговорим далее о том, какая семья считается полной и какие особенности воспитания в ней могут присутствовать.
Особенности полной и неполной семьи: дети без полноценной семьи
Особенности полной и неполной семьи накладывают отпечаток на развитие ребенка. Для нормального гармоничного развития личности малышу нужно, чтобы его воспитание осуществлялось как матерью, так и отцом. Это важно и для мальчиков, и для девочек. Дети без полноценной семьи лишены возможности наблюдать межполовые отношения в бытовых и других аспектах. На примере того, как мама и папа строят свои взаимоотношения, как они взаимодействуют друг с другом в определенных жизненных ситуациях, у ребенка закладывается основа взаимоотношений между мужчиной и женщиной, супругами, родителями и детьми.
Дети из полных и неполных семей отличаются тем, что всю полноту родительской любви малыш воспринимает посредством той теплоты и внимания, которые дают ему мама и папа. Мама любит своего ребенка, безусловно, просто за то, что он есть, папина же любовь зачастую оценочная и требовательная. Он радуется его успехам, гордится им, его советы и требования стимулируют дальнейший личностный рост ребенка.
Для малыша материнская любовь значит то, что он в будущем будет иметь уверенность в себе, ощущать собственную значимость, собственное достоинство. Отцовская любовь ставит рамки и границы дозволенного, упорядочивает поведение ребенка. Тем не менее полная и неполная семья существуют в современных реалиях и это нужно учитывать в формировании стиля воспитания малыша.
Чувство собственного достоинства и уравновешенность личности закладываются в детские годы. Практически все установки, которые человек проносит через свою жизнь, в том числе и взаимоотношения полов, усваиваются в детстве. Для правильного развития ребенок должен видеть подобные образцы поведения, они могут быть как правильными, так и неправильными, а также наблюдать разные взаимоотношения между людьми, получить понятие о справедливости и несправедливости, испытать на себе разные типы любви.
Большое количество исследований однозначно утверждают о том, что дети, которые растут в полной семье, имеют более спокойный и уравновешенный характер, у них возникает меньше комплексов и психологических проблем.
Конечно, ни одна семья не застрахована от жизненных неурядиц и проблем, но в полной семье проблемы переживаются намного проще. Ребенок в такой семье не остается без поддержки взрослых, что положительно влияет на формирование его уверенности в себе. Наблюдая за родителями, малыш учится на их примере справляться с трудностями и проблемами, а позже перенесет такой полезный навык и в свою семейную жизнь.
Глубокие контакты с мамой и папой формируют у ребенка чувство стабильности, ощущение уверенности и надежности, родителям приносят чувство радости и удовлетворения. В полных семьях родители и ребенок связаны естественным повседневным общением.
Малыш видит семью в лице окружающих его близких людей – мамы, папы, бабушки и дедушки, а также братьев и сестер, если таковые имеются. В зависимости от состава семьи, взаимоотношений в ней, а также отношений членов семьи к окружающим людям, ребенок составляет свое видение мира (положительное или отрицательное), формирует свои взгляды, строит отношения с другими людьми. Отношения в семье могут также повлиять и на то, как ребенок в дальнейшем будет строить свою карьеру, какой путь он выберет.
Какова роль семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Одним из главных условий успешного воспитания детей является положительный пример старших членов семьи, авторитет родителей. Для того, чтобы понять, какова роль семьи в воспитании детей, психологи говорят, что положительно влияет на развитие ребенка не только то, что он наблюдает модель поведения своих родителей, но бабушек и дедушек. Малышу также будет полезно знать историю своего рода. Бабушка и дедушка всегда помогут в воспитании ребенка, посидят с ним, накормят, погуляют и поиграют.
Интересным является то, как дети в разном возрасте по-разному нуждаются во внимании папы и мамы.
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста заключается в формировании правильного мировоззрения:
С рождения и до года за ребенком ухаживает мама. Поначалу новорожденный физически чувствует, что он является частью матери. К полугоду он уже осознает, что не связан с мамой физически, но все равно она продолжает оставаться для него главным человеком. Несмотря на то, что папа также принимает участие в уходе за ребенком, он воспринимает его только по собственному желанию. Позже малыш начинает осознавать, что мама и папа имеют на него равные права. Дети, которые видят равноправие родителей в семье, менее склонны к соперничеству в старшем возрасте, способны на поиски компромиссов в общении с другими людьми. В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш с большим удовольствием проводит время с папой, пока мама занимается своими делами. Если папа может веселиться наравне с ребенком, то его значимость в глазах ребенка еще больше возрастает. В возрасте от 3-х до 6-ти лет ребенок заметно взрослеет. Дети начинают чувствовать все происходящее вокруг очень остро, в это время нуждаются в любви и поддержке обоих родителей. При этом роль семьи в воспитании и развитии ребенка заметно возрастает, поскольку малышу требуется дополнительная эмоциональная поддержка при подготовке к школе.
Роль семьи: отца и матери в воспитании ребенка
Роль матери в воспитании детей в семье всегда будет ведущей, поскольку она имеет возможность больше уделять им времени. В полной семье мама отвечает за создание эмоционального фона, теплой семейной атмосферы, тогда как папа выполняет больше регулирующую и контролирующую функции. Если семья полная, мать и отец правильно распределяют свои роли и участвуют в становлении ребенка.
Исследования показывают, что жизненные неурядицы и стрессы лучше переносят члены семей сплоченных, легко приспосабливающиеся к новым социальным обстоятельствам. Взрослые и дети, воспитанные в таких семьях, склонны к открытости в общении с окружающими, обладают хорошими навыками решения проблем. Вообще, члены полных семей более социально адаптированы и психически здоровы и развиты, чем представители других групп. Роль в семьи в воспитании личности ребенка сказывается на всех жизненных аспектах.
Если говорить о конкретике, то можно отметить, что мужчины в доме создают специфическую интеллектуальную среду, и присутствие отца положительно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек. Наличие отца в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к обучению в целом, получение образования, стимулирует их желание учиться. Выявлена прямая зависимость – чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится. Положительный образ отца (активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех) вызывает у ребенка стремление соответствовать ему. Многие психологи отмечают, что девочки, выросшие без отца, очень плохо разбираются в математике, сосчитать что-либо для них составляет проблему, они не могут нормально планировать бюджет и иногда склонны к растратам.
Роль отца в воспитании детей в семье одинакова значительна и для девочек и для мальчиков. У девочек, растущих в полных семьях, гораздо выше координация и социальные навыки, навыки общения, они гораздо увереннее идут по жизни. Ведь женщинам в любом возрасте важно одобрение противоположного пола, и если папа будет хвалить дочь за ее аккуратный внешний вид, можно быть уверенным, что девочка запомнит такие похвалы на всю свою жизнь и будет пытаться соответствовать этому идеалу. Полезные навыки общения с отцом также закладывают в девочках дальнейший стиль общения с противоположным полом. Если отец подавлял своим авторитетом, не слушал, в ответ на слова дочери говорил что-либо резкое, вроде «Не болтай глупости!», то можно быть уверенным в том, что в будущем уже девушке-подростку будет сложно строить отношения с молодыми людьми, всегда будет присутствовать некая неуверенность.
Кроме интеллектуальной составляющей, есть еще и социальный аспект. Семья позволяет показывать ребенку и прививать ему определенные социальные навыки (сюда относятся общение, социальная роль и т. д.), которые он будет развивать в своей дальнейшей жизни. От отца он может взять его социальную доминирующую роль, уверенное поведение, модель решения конфликтных ситуаций или других жизненных проблем. От матери ребенок получит возможность знать, когда, где и что можно говорить, увидеть социальную роль женщины, понять стиль общения. Те ощущения и та уверенность, которая закладывается в самом раннем возрасте, когда ребенок растет с мамой и папой, приносит свои плоды в течение всей жизни.
Многие психологи отмечают рост интереса молодых родителей к семейным ценностям, они начинают сознательно воспитывать не только ребенка, но также и себя. Когда родители вполне осознают, что от них в очень большой степени зависит формирование личности их ребенка, то они начинают вести себя так, что все их поступки и поведение в целом позволяют сформировать у сына или дочери те качества и такое понимание человеческих ценностей, которые они хотят ему, передать, которые кажутся им наиболее ценными, полезными и добрыми. Данный процесс воспитания можно назвать сознательным, потому как постоянный контроль родителей за своим поведением, их отношение к другим людям, внимание к правильному построению семейной жизни позволяют воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Проблемы воспитания ребенка в полной семье
Минусы воспитания ребенка в полной семье также имеются, но они связаны исключительно с тем, как родители относятся к воспитанию ребенка и какое количество времени они ему уделяют. Т. е. минусы можно найти только в качестве воспитания, но никак не в количестве родителей. Проблемы полных семей не стоит преуменьшать, поскольку они могут быть не очевидны. Например, семья, в которой оба родителя заняты. В нашей стране принято, что работают как мужчины, так и женщины. И чем больше родители нацелены на материальное благополучие для себя и семьи, тем большее время они уделяют работе, при этом часто уезжают в деловые поездки, в связи, с чем отсутствуют дома большую часть времени, оставляя своего ребенка, доверяя его воспитание старшему поколению (бабушкам и дедушкам). При этом такого рода нацеленность может проистекать из искреннего родительского желания, чтобы уж их-то ребенок ни в чем не нуждался и жил лучше, чем они сами.
Из ситуации, когда родители в полной семье не могут или не хотят уделять малышу достаточное количество времени и заботы, вытекает несколько проблемных аспектов воспитания в полной семье для самого ребенка.
Разные подходы к воспитанию родителей и бабушек, а значит, разные требования к ребенку – он может путаться, он может не знать, что ему на самом деле разрешено, а что же все-таки нельзя делать, а иногда и просто игнорировать запреты обоих поколений. Ребенок должен оставаться один в доме с незнакомым для него человеком, например наемной няней, пытаться с ним искать общий язык, ему может быть некомфортно, страшно, он может думать, почему же родители его вот так «бросили». Если няня не имеет должной квалификации и образования, то за ребенком может осуществляться небрежный уход, возможны в таком случае оскорбления и наказания, которые сильно травмируют его психику. Если ребенок привязался к своей няне, то он часто воспринимает ее как маму, что также усложняет ситуацию в семье. Когда же услуги няни больше не потребуются, ребенок будет очень сильно переживать отсутствие человека, к которому он так привязался. Поведение ребенка может изменяться в то время, когда родители появляются и пытаются пообщаться с ним. Чаще всего он замыкается, начинает капризничать и что-то требовать, ведь он может быть не готов, что с ним будут заниматься родители. Взрослые, видя такое поведение, выходят из себя, расстраиваются, чувствуют себя виноватыми в том, что мало времени уделяют ребенку, и даже в тот небольшой период времени, когда они рядом, успели только накричать или наказать его. Вот такой вот «воспитательный процесс» наблюдается практически во всех полных семьях, в которых и папы, и мамы работают. Родители, понимая, что они уделяют малышу мало времени, будут стараться каждую свободную минуту проводить с ним, иногда врываясь в распорядок дня ребенка ураганом и ломая его. Детям же нужно четко установленное время еды, отдыха, игр. А затем, когда свободные минуты истекают, родители опять бегут по делам, а малыш остается в слезах, так как ему не хватает такого малого времени общения с самыми любимыми людьми. Он чувствует себя брошенным и ненужным.
Взаимоотношения с детьми, воспитывающимися в полной семье
Взаимоотношения в полной семье могут строиться с различными перекосами. Семьи, в которой при полной занятости одного родителя второй свободен, например, когда работает только отец, а мать находится дома и занимается исключительно ребенком, тоже весьма часто встречаются в наши дни. Дети, воспитывающиеся в полной семье, окружены заботой и вниманием со стороны мамы, но редко видят своего отца. Варианты, когда работает мать, а отец занимается домом и ребенком, традиционно крайне редки. Если отец теряет работу и остается дома, то такая ситуация обычно носит временный характер. К плюсам семьи, где с ребенком сидит один из родителей, можно отнести то, что малыш всегда находится под присмотром, с ним занимаются и уделяют много времени, он защищен. В таких семьях, где работает только папа, а мама может позволить себе сидеть дома, как правило, материальный уровень достаточно высок, что приводит к комфортным условиям проживания семьи и соответствующим возможностям в обучении и развитии ребенка.
Минусами семьи, в которой один родитель полностью погружен в жизнь с ребенком, а второй находится на периферии, являются:
- почти полное растворение одного родителя в ребенке, которое психологи называют невротическим слиянием. Пока дети маленькие, это не является проблемой, а вот когда они подрастают и начинают познавать внешний мир, такое пристальное внимание со стороны матери/отца начинает наносить вред, мешая адекватной социализации (наверное, каждый когда-то видел одержимых мамочек, которые в ответ на вопрос о самочувствии ребенка говорят: «Мы заболели!», хотя ребенок уже ходит в школу и является самостоятельной личностью); такого рода слияние приводит к тому, что все негативные и позитивные эмоции выплескиваются на ребенка, которому трудно это перенести. Он не в силах оценить ситуацию объективно, видит все глазами взрослого человека, которому доверяет, что может привести к неправильному формированию некоторых детских установок, отношений, и впоследствии повлияет на его взрослую жизнь; возникает некоторое отдаление и непонимание между работающим взрослым и ребенком. Если работающий родитель остается с малышом и хочет провести с ним свой выходной или свободный вечер, то он сталкивается с неприятием, слезами, неумением общаться и незнанием распорядка дня ребенка.
Можно сделать вывод, что воспитание детей в полной семье оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, процессы его социальной адаптации и дальнейшую личную и общественную жизнь. Мама и папа проявляют внимание и заботу, дарят ребенку свою ласку и защищают от жизненных трудностей. Личный пример родителей, а также бабушек и дедушек является важнейшим средством влияния на воспитание ребенка. Воспитательное значение личного примера основывается на склонности малышей к подражанию. То, какие наблюдает ребенок отношения между родителями, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости к друг другу, а также взаимоуважение, которое они проявляют, то, как они подходят к решению возникающих проблем, даже тон и характер разговоров все это впитывается в его сознание, откладывается в его подсознании, а в дальнейшем становиться образцом для его собственного поведения.