Данная статья подробно описывает процесс создания авиамодели LISA.
Эта модель очень проста в изготовлении, не требует больших затрат, редких материалов и серьезных навыков. Хорошо подойдет как для новичков, так и для более опытных моделистов. Модель удобно брать с собой в поле, так как ее не надо собирать и долго готовить к полету, что особенно удобно зимой. Если собирать эту модель по вечерам – можно справиться за неделю.
Материалы:
— депрон
— фанера 3 мм
— разноцветный скотч
— сосновая рейка 3х5х450 мм
— палочка от мороженого
— канцелярская скрепка
— бамбуковые палочки
— велоспица
— пенорезина из упаковок
— упаковочная лента
— пластиковая карта
— гайки, болтики
— магнит от бейджа
— пластиковая бутылка или прозрачный пластик
— стальная проволока
— зубочистка
— нитки
Инструменты:
— резак
— лобзик
— угольник, линейка
— ножницы
— карандаш, маркеры
— циркуль
— клеи ПВА, потолочный, эпоксидный и для бумаги
— плоскогубцы
— отвертки
— шуруповерт и сверла
— шило
— наждачка
— акриловые краски
— кисть
— термопистолет
Электроника:
— мотор – Паркфлаер или АлиЭкспресс
— регулятор – ссылка
— сервоприводы – 9 грамм или 6 грамм или 9 грамм
— пропеллеры – ссылка или ссылка
— фиксаторы тяги – ссылка
— кабанчики – Паркфлаер или АлиЭкспресс
— цанговый зажим – ссылка
— аккумуляторы – 3S Паркфлаер или 2S АлиЭкспресс
— аппаратура – ссылка
Чертежи авиамодели LISA (взяты отсюда) в формате PDF.
lisa.zip
[1017.22 Kb] (скачиваний: 122)
Шаг 1. Чертежи и детали.
Распечатываем чертежи и склеиваем обычным клеем для бумаги.
Вырезаем шаблоны ножницами, оставляя внутренние отверстия нетронутыми (о том, как чертить эти отверстия – чуть ниже).
Шаблоны фюзеляжа:
Шаблоны хвостового оперения:
Шаблон крыла с элеронами:
Шаблоны крышки-кабины:
Шаблоны усилений под стойки шасси и имитации выхлопных труб:
Общий сборочный чертеж:
Прикладываем шаблон к листу депрона и аккуратно обводим ручкой или маркером для дисков контуры.
Местоположение уголков элеронов продавливаем острием циркуля или тонким шилом сквозь чертеж, а по краю делаем отметки ручкой.
Убираем шаблон и под углом видим отверстие.
Соединяем отметки и отверстия вместе.
Аналогично переносим на депрон вторую консоль крыла.
Схожим образом, с помощью циркуля, отмечаем отверстия на других деталях.
Всё, детали на депроне начерчены.
Усиления под шасси и мотораму чертим на фанере 3 мм.
Вырезаем все детали из депрона резаком.
Крыло:
Хвостовое оперение:
Фюзеляж:
Крышка-кабина:
Мнения моделистов по поводу вырезания шипов и отверстий под них в деталях расходятся. Одни считают, что эти вырезы только если на станке ЧПУ вырезать (мол, вручную долго и муторно), другие считают, что с шипами склеивать модель удобней и быстрей. Лично я придерживаюсь мнения, что шипам быть! Да, уйдет несколько минут на их вырезание, но потом уйдет гораздо меньше времени на подгонку и выравнивание деталей при сборке.
Мотораму и усиления под шасси выпиливаем лобзиком и обрабатываем края наждачкой.
Шаг 2. Хвостовое оперение.
Поскольку хвостовое оперение тут еще и часть фюзеляжа, начнем с него.
Отрезаем руль высоты и усиливаем половинки палочкой от мороженого.
Шкуркой стачиваем край руля высоты и край стабилизатора под углом 45 градусов. Затем навешиваем руль высоты на скотч.
Обклеиваем горизонтальное оперение скотчем в нужной цветовой гамме (потом это будет делать уже сложней).
Киль и руль направления сошкуриваем с двух сторон и тоже вешаем руль направления на скотч, обклеивая в нужные цвета.
Шаг 3. Фюзеляж.
На боковины фюзеляжа в носовой части приклеиваем потолочным клеем фанерные усиления под стойки шасси.
На чертежах есть еще небольшие усиления под стойки, которые приклеиваются под крылом – это в случае изготовления модели-гидроплана на поплавках, в данном случае они не нужны.
К фанерной мотораме прикручиваем основание двигателя.
Приклеиваем к одной боковине фюзеляжа мотораму и шпангоуты. Моторама должна быть под углом, чтобы у двигателя был выкос вправо.
Приклеиваем вторую боковину фюзеляжа к шпангоутам.
Приклеиваем днище фюзеляжа и фиксируем его полосками скотча. Выгнуть днище можно об край стола или на трубе.
Заклеиваем верх носовой части и тоже фиксируем скотчем.
Приклеиваем стабилизатор (он же часть хвоста).
После высыхания клея убираем скотч и сошкуриваем выступающие края и шипы.
В носовой части сверху вырезаем люк для аккумулятора.
Приклеиваем упор, чтобы крышка люка не проваливалась внутрь, а к крышке приклеиваем изнутри «носик».
Внутрь вклеиваем в переднюю часть упор, чтобы в него входил «носик» на крышке.
Обклеиваем крышку люка скотчем.
Из скрепки и зубочистки делаем ручку и фиксируем ее изнутри термоклеем.
Из магнита от бейджика выковыриваем сами магнитики и вклеиваем их в крышку и внутрь фюзеляжа эпоксидным клеем.
Обклеиваем фюзеляж цветным скотчем сверху.
Снизу.
И носовую часть.
Шаг 4. Крыло.
Приклеиваем к консолям крыла верхние части, делая тем самым ступенчатый профиль.
Склеиваем консоли вместе и фиксируем скотчем (с двух сторон, иначе крыло выгибается и плохо склеивается).
Приклеиваем сосновую рейку-лонжерон. В чертежах ее нет, подразумевается, что крыло без деревянного лонжерона. Но я, зная свою манеру пилотирования, решил усилить крыло лонжероном из дерева.
Элероны и задние кромки крыла сошкуриваем под углом 45 градусов и навешиваем элероны на скотч.
Переднюю кромку скругляем наждачкой и обклеиваем крыло цветным скотчем снизу.
И сверху.
Добавляем полоски черного скотча по контурам (при необходимости) и на переднюю кромку
Делаем отверстия под сервоприводы элеронов и Y-кабель.
Шаг 5. Крышка-кабина.
Склеиваем каркас крышки.
Приклеиваем к нему верхнюю часть. После высыхания клея ставим крышку на место и подравниваем края наждачкой.
Из прозрачного пластика вырезаем ветровое стекло и наждачкой зачищаем места, где будет клей.
Приклеиваем ветровое стекло к крышке эпоксидным клеем.
Черным маркером обводим контуры ветрового стекла.
Крышку снаружи красим акриловыми красками.
Держится крышка за счет небольших уступов в задней части, но после укладки всей электроники ее можно дополнительно зафиксировать парой капель потолочного клея.
Как сделать фигурку пилота я уже рассказывал в одной из своих статей, но на данную модель пока решил ее не делать, может чуть позже «займу» у ребенка какую-нибудь игрушку.
Шаг 6. Шасси.
Берем пенорезину от упаковки (например, в коробке от планшета или даже от чехла для смартфона).
Чертим циркулем окружности по размеру колеса с чертежей.
Резаком вырезаем заготовки колес.
Из пластиковой карты вырезаем четыре диска, шкурим их с двух сторон и делаем в них отверстия.
Болтом и гайкой стягиваем вместе обе заготовки, зажимаем в дрели и обрабатываем наждачкой, пока не получим два ровных и одинаковых круга.
Приклеиваем эпоксидным клеем пластиковые диски с двух сторон.
Красим диски маркером.
Стойки шасси делаем из бамбуковых палочек.
Передние стойки сразу вклеиваем в фанерные усиления клеем ПВА, предварительно рассверлив в них отверстия под нужным углом, и оставляем до полного высыхания.
К задним стойкам нитками с клеем приматываем проволочные «ушки».
Вклеиваем задние стойки и до высыхания клея фиксируем их скотчем к передним стойкам. Затем вместо скотча обматываем места соединения стоек нитками с клеем.
Из велосипедной спицы откусываем часть нужной длины и тоже нитками с клеем приматываем к «ушкам».
Колеса крепим фиксаторами тяг. Можно заменить фиксаторы трубочками термоусадки или обмотать нитками с клеем.
Стойки и усиления красим акриловыми красками.
Задний костыль делаем из сложенной вдвое упаковочной ленты.
И вклеиваем его эпоксидным клеем в заранее сделанный разрез в хвостовой части.
Шаг 7. Сборка и установка электроники.
Вклеиваем киль в хвостовую часть. В нижней части руля направления добавляем в качестве петель пару полосок скотча.
Вклеиваем крыло.
Прикручиваем мотор, а отверстия под отвертку на боковинах фюзеляжа заклеиваем кусочками скотча.
Вклеиваем хвостовые сервоприводы. На чертежах они располагаются внутри фюзеляжа ближе к носу, но у меня центровка получается очень передней, а потому пришлось выносить их наружу и смещать ближе к хвосту.
Вклеиваем сервоприводы элеронов.
Вклеиваем кабанчики в руль направления и руль высоты.
Закрепляем тяги хвостового оперения.
Вклеиваем кабанчики в элероны и через вырезанные в боковинах фюзеляжа щели проводим тяги к качалкам сервоприводов. Укладываем регулятор оборотов и приемник.
Вклеиваем перегородку из двух слоев депрона перед сервоприводами элеронов. Она нужна для того, чтобы аккумулятор не мешал движениям качалок сервоприводов. Кроме того, усилится достаточно тонкая перемычка, в которую вклеен магнит.
Прикручиваем винт, который предварительно можно раскрасить маркерами в нужные цвета.
Укладываем внутрь аккумулятор.
Из депрона вырезаем имитации выхлопных труб и красим их акриловой краской.
Приклеиваем имитации выхлопных труб в носовой части эпоксидным клеем.
Взвешиваем модель в полной комплектации.
Вид снизу.
Модель готова к первым полетам!
ТТХ модели:
Размах крыла – 730 мм
Полетный вес – 355 грамм
Видео первых полетов:
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
Источник: